История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Принципат
Страница 1

«Принципат – образ правления, установленный Августом и продержавшийся до второй половины третьего века н.э.»10.

Возникновение принципата относится к 27 г. до н.э., когда Октавиан закончил реорганизацию государства восстановлением правильного управления взамен господствовавшей анархии и водворил новый режим единоличной власти, прикрыв его республиканскими формами. «С правовой точки зрения принципат, есть двоевластие, при которой носителями власти являются, с одной стороны, народ и сенат, с другой – император». Принцепс в теории нё самодержавный монарх, а просто магистрат, слуга единственного суверена – народа. Компетенция и власть принцепса ограничена строго конституционными рамками. Он только первый (princeps) в ряду граждан и сенаторов (в 28 г. до н.э. Август, пересматривая список сенаторов, поставил свое имя на первое место), связанный, как и остальные граждане, законами. «Я был принцепсом сената…»11. Если фактически, путем захвата, императоры постепенно поставили себя вне закона и сделали во многих отношениях свое положение привилегированным, то теоретически принципат в 1-

й половине периода был ответствен перед законами как обыкновенная магистратура. Лишь во

2-й половине периода положение принцепса становится все более исключительным, приближаясь к абсолютизму. Главными основами власти принципата были высшая военная власть и пожизненная трибунская власть. В 27 г. до н.э. Август получил навсегда командование всеми военными силами государства, право творить суд, давать законы и управлять провинциями.

В 23 г. до н.э. он был провозглашен проконсулом, причём звание проконсула и императора слились в одно. Трибунская власть, делая его особу неприкосновенной, давала ему право возражения против решений всех остальных магистратов сената и народа, право помощи угнетенным и т.п. На этих республиканских основах покоилась сила принципата, воплотившегося впервые в лице Августа, который, добиваясь власти, сумел облечь новую форму правления (деспотизм) в старые правовые формы. Консервативный народ поддался на эту фикцию, и на почве компромисса республики с монархией основалась власть принцепса. «Новая власть легитимизировалась при помощи принципов старого права, путем постепенного их проведения, с медленностью, которая отличала образ действия Августа». Август даже боялся вводить такие правовые понятия, которые противоречили бы идее республиканских форм: он отказался от титула царя «Диктатуру, которую народ мне предлагал, я не принял», запретил называть себя господином, не позволял открыто воздавать ему божеские почести. Титул императора он удержал за собой по примеру приемного отца, считая этот титул своим наследством и опираясь на отношение народа к памяти божественного цезаря.

Принципиально компетенция принцепса была отделена от компетенции остальных органов государственной власти, представители империи в первом веке расширяют объём своих прерогатив с большой осторожностью, делая «ид, как будто этого добиваются народ и сенат, а не они сами.

Императорская власть не была наследственной. Умирая, император слагал с себя звание и передавал власть в руки консулов и сената, но при этом указывал на кандидата, которого желал бы иметь наследником. Обычно это был сын (по крови или по усыновлению). В правовом отношении эта рекомендация не обязывала сенат к избранию указанного лица, но фактически она оказывала решительное влияние на выбор.

Особа императора, как магистрата с трибунской властью, была неприкосновенна. Компетенция императорской власти была двоякая: проконсульская и трибунская. Как проконсул он получал пожизненную верховную власть на всей территории Римской империи. Эта власть передавалась ему не гражданами, а сенатом и войском в силу взаимного признания.

С проконсульской властью были сопряжены следующие права:

1) право верховного командования войсками; принцепс мог набирать войска, назначать центурионов и всех офицеров, раздавать жалования и знаки отличия; все войска приносили ему присягу.

2) право решать вопросы о войне и мире, заключать договоры и вести дела международной политики.

3) право распоряжаться общественной землей и раздавать землю ветеранам;

4) исключительное право заведования императорскими провинциями.

5) право прямого и косвенного участия в законодательстве.

6) право уголовной и гражданской юрисдикции и отмены и изменения магистратских декретов.

7) право председательства в сенате и старшинства перед консулами.

8) право освобождения от некоторых законов.

Принцепс мог давать законы в случае дарования права гражданства, в случае организации колоний, как с римским, так и с латинским правом. Косвенное участие в законодательстве выражалось в толковании законов посредством эдикта (всеобщее распоряжение по военным, фискальным и прочим делам), декрета (приговор по какому-нибудь судебному делу для руководства в аналогичных случаях) и рескрипта (ответ на представленные частными лицами или магистратами запросы). Трибунская власть, принадлежавшая принцепсу пожизненно, была выше власти народного трибуна, так как принцепс не был трибуном, а магистратом с трибунской властью. В силу трибунской власти принцепс имел право созывать сенат и подавать голос устно и письменно, причем его предложения заслушивались первыми, ему принадлежало также право передачи предложения консулам для дальнейшего исполнения. Кроме упомянутых прав император-принцепс имел множество других компетенций и обязанностей. Он руководил выбором магистратов путем рекомендации, пополнял сенат, заведовал общественными работами «Я восстановил капитолийский храм и театр Помпея».

Страницы: 1 2

Образование государства Израиль. Исламский фактор в палестинском движении в период с 1948 по 1986. Создание государства Израиль. Начальный этап арабо-израильского противостояния
Первая специальная сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций начала свою работу по рассмотрению вопроса о Палестине 28 апреля 1947 года. Арабские страны (Египет, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия и Сирия) представили широкую аргументацию в поддержку своей просьбы о проведения прений по сущес ...

Микенская культура
Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н.э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально. Продвигаясь все дальше на юг по территории страны, которая в дальнейше ...

Необходимость формирования планового управления экономикой СССР на основе плана ГОЭЛРО (февраль 1920г.). Модернизация промышленности страны на основе социалистической индустриализации СССР. Её необх
Нарастание центростремительных тенденций, т.е. усиление роли государственного аппарата в регулировании хозяйственной деятельности, было связано с принятием курса на индустриализацию всех отраслей. К 1926г. промышленность была в основном восстановлена до уровня 1913г. На довоенном уровне оставалась и техноло ...