История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Эвакуация рукописного отделения Срезневским и его возвращение.

Крупным делом Срезневского было осуществление эвакуации Рукописного отделения в Саратов. Он лично транспортировал наиболее ценные и уникальные рукописи в своём купе. Материалы, сохранённые Срезневским, составляют важную часть в общем фонде материалов по истории революционного движения в России.

Активный характер деятельности Срезневского в первые послереволюционные годы находит выражение в его частых разъездах по стране, что было в то время чрезвычайно сложно. В архиве Срезневского сохранилось несколько разрешений 1918 г. на выезд его в Москву и на обратный въезд в Петроград. В августе 1919 г. он пытается получить разрешение на вывоз хотя бы части рукописей из Саратова. Но ему не удаётся. В 1920 г. Срезневский вновь возбуждает перед Академией наук вопрос о реэвакуации рукописей. Просьба учёного была принята. В два приёма рукописи вернулись в Петроград в декабре 1920 г. и в начале 1921 г.

Возвращение рукописей в Отделение и переезд его вместе со всей библиотекой в новое здание нормализовали его работу: упорядочивается фонд рукописей. Возросший в 2 раза, и документальных материалов, увеличившихся в 10 раз. Срезневский завершает описание исторических рукописей летописной традиции, идёт описание многочисленных коллекций литературных, исторических, социально-экономических материалов. В 1925 году штат отделения составлял 15 человек. В 1928 г. Срезневский запросил увеличение штата до 25 человек. Сотрудниками отдела должны быть специалисты по истории (русской, церковной, славянской), по литературе XVIII – XX вв., по рукописям на иностранных языках, по редким книгам, гравюрам и лубочным изданиям. Срезневский считал обязательной для сотрудников Отделения подготовку в области вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, археографии, книговедению, общему источниковедению. Срезневский планировал также публикаторскую работу.

Аристарх Самосский
Аристарх жил около 310 – 250 гг. до н. э. Родился на острове Самос. Он был учеником физика Стратона из Лампсака. Его учитель принадлежал к школе Аристотеля и в конце жизни даже руководил Ликеем, созданным Аристотелем. Аристарх был одним из основателей знаменитой Александрийской библиотеки и Мусейона – гла ...

 Краснокутский Семен Григорьевич (1878–1840)
Семен Григорьевич родился в семье киевского прокурора. Будучи артиллерийским офицером, сделал блестящую карьеру, став в 35 лет генералом. Уйдя в отставку, с таким же успехом продвигался по службе в гражданском ведомстве. Действительный статский советник, исполняющий обязанности обер-прокурора Сената, он без ...

Россия перед восстанием. Усиление крепостнического духа.
Параллельно с расширением прав дворян росло бесправие крестьянства. Как известно, Екатерина мечтала улучшить положение крестьян. Но логика борьбы за власть побуждала ее следовать дурным примерам не любимой ею Елизаветы. Как Елизавета в 1741, так и Екатерина в 1762 г. начала с вознаграждения участников пере ...