История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Южное и Северное общества

Материалы » Декабристы и их время » Южное и Северное общества

В марте 1821г на Украине, в Тульчине, образовалось Южное общество. Его возглавил П.И. Пестель. Управлялось Южное общество Директорией, в которую входил представитель Северного общества – Н.М. Муравьев.

Северное общество возникло в Петербурге осенью 1822г. его ядро составили Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, И.И. Пущин, М.С. Лунин, поэт К.Ф. Рылеев, Е.П. Оболенский. Возглавляла общество Дума из трех человек.

Обе организации рассматривали себя как единое целое и, по словам П.И. Пестеля, имели твердое намерение «не иначе действовать как вместе». Южное и Северное общества объединяла общая цель – борьба с крепостным правом и самодержавием. Они согласовали план совместных действий, избрав тактику военного переворота.

Центральным вопросом в деятельности Северного и Южного обществ была разработка программных документов: Н.М. Муравьев написал конституцию, П.И. Пестель – «Русскую правду», проект будущего преобразования России.

Один из важнейших вопросов в конституционных проектах – вопрос о государственном устройстве России. По нему имелись значительные разногласия. Н.М. Муравьев предложил конституционную монархию с предоставлением законодательной власти парламенту – Народному вечу, а исполнительной власти – императору(эта власть передавалась по наследству). Парламент, по его мнению, должен быть двухпалатным. П.И. Пестель безоговорочно высказался за республиканский строй. Законодательная власть должная принадлежать однопалатному парламенту (тоже Народному вечу), а исполнительная – Державной думе, избираемой на 5 лет в составе пяти человек. Ежегодно один из пяти членов Державной думы становился президентом республики, а после этого выбывал из ее состава.

Оба автора настаивали на безоговорочном, немедленном и полном уничтожении крепостного права.

Конституционные проекты Пестеля и Муравьева предусматривали введение в России широких демократических свобод, отмену сословных привилегий. Некоторые расхождения имелись в вопросе об избирательном праве. «Русская правда» предполагала неограниченное избирательное право для всех мужчин с 20 лет, а «Конституция» Муравьева ограничивала избирательное право высоким имущественным цензом в 500 руб.

Наиболее сложным для декабристов был вопрос о наделении крестьян землей. Окончательный вариант «Конституции» Муравьева предусматривал предоставление крестьянам приусадебного участка и двух десятин пахотной земли на двор. Муравьев провозгласил право частной собственности, в т.ч. помещичьей собственности на землю священным и неприкосновенным.

Пестель предложил другой проект решения аграрного вопроса. Вся земля делилась на общественную и частную. Общественные земли нельзя было продавать, покупать, закладывать. Ими безвозмездно наделялись крестьяне. Для образования фонда общественных земель Пестель считал возможным частичную конфискацию помещичьей земли. Аграрный проект Пестеля, несмотря на его незавершенность, дал бы крестьянам гораздо больше земли, чем они ее получили после отмены крепостного права в 1861г.

В целом «Русская правда» Пестеля была более прогрессивной, чем «Конституция» Муравьева, и имела буржуазно-демократический характер.

Завершение объединения русских княжеств под властью Москвы
Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, её южные и юго-западные земли были включены в состав Литвы, Польши, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Литв ...

Петербургское совещание 1820 г. решение о республике
Революционное брожение нарастало. Декабристы остро ощущали недостаточность способов для достижения намеченных целей. Очевидно что одного общественного мнения не хватит для достижения цели. Нет ли другой силы, на которую можно опереться и совершить революционный переворот? Не является ли этой силой армия? В ...

Статус женщины после принятия христианства
Принятие Христовой веры должно было изменить положение вещей в древней Руси, изменить характер ее жизненной деятельности, характер ее представителей и героев. И умственный, и нравственный образ русского человека начинает мало-помалу изменяться. Святая вера смягчает языческие нравы и обычаи. Но, естественно ...