История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Предпосылки формирования культа личности
Страница 1

Под термином "культ личности" понимается возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах. Утверждается, что личность имеет многочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается необычайная мудрость, способность предвидеть будущее, выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и другое. В государственных учреждениях развешивают портреты данного вождя, на демонстрациях люди носят его изображения, возводятся памятники. В дополнение к чертам личности выдающегося государственного деятеля начинают приписывать замечательные человеческие качества: доброту, любовь к детям и животным, простоту в общении, скромность, способность снизойти к нуждам и чаяньям простого человека. Хотя подобное обожествление представителей власти существовало во все времена, термин "культ личности" наиболее часто применяют к социалистическим и тоталитарным режимам.

Выражение "культ личности Сталина" получило широкое распространение после появления в 1956 году в докладе Н. С. Хрущёва "О культе личности и его последствиях" и в постановлении ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий". Хрущев в частности сказал: "Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны." В 1961 году тело Сталина выносят из Мавзолея Ленина-Сталина. Начинаются массовые переименования: город-герой Сталинград был переименован в Волгоград, Столица Таджикской ССР Сталинабад - в Душанбе. Развенчание культа личности Сталина можно считать закономерным явлением, потому что самоидентификация политической фигуры Хрущева происходила по модели "Я – не Сталин", что значительно более укрепляло позицию Никиты Сергеевича, чем, если бы он позиционировал себя, как Сталинский наследник. Справедливости ради стоит заметить, что развенчание и искоренение культа личности Сталина, ни коим образом не затронуло культ личности Ленина, который бережно продолжали поддерживать и сохранять вплоть до самого развала Советского Союза.

В настоящее время официально принято считать культ личности исключительно делом рук Иосифа Сталина и его ближайшего окружения, и представлять ситуацию таким образом, что "злодей" Сталин "промыл мозг" всем гражданам СССР, и чуть ли не заставил молиться сам на себя, как на идола и святого. Вместе с тем, официальный взгляд на данную проблему совершенно упускает из виду то, что, во-первых, Россия более половины тысячелетия не знала ничего другого кроме самодержавия, во-вторых, шел запоздалый и сложный процесс секуляризации общества и переход к светской модели устройства, и в третьих, в стране исторически полностью отсутствовали какие-либо демократические традиции, царил патернализм, который нельзя было взять и выкорчевать за несколько месяцев, лет, и даже десятилетий. Безграмотность населения оставляла желать лучшего. Таким образом, мы видим, что в обществе существовала совершенно отчетливая потребность в авторитаризме, самодержавии, и предмете обожествления, что в сумме с врожденными патерналистскими настроениями и безграмотностью неизбежно привело бы к культу личности, и не будь культа Сталина, был бы культ Ленина, Троцкого, Царя, Бога и т.д. И рассматривая положение вещей с данной точки зрения, можно предположить, что Иосиф Сталин прекрасно видел эту тенденцию, и, поставив свою фигуру в опустошенные революцией части народного сознания, он, прежде всего, удовлетворил спрос на культ, а не навязал его, как принято считать. Безусловно, Сталин имел в своих руках мощнейшие инструменты пропаганды, такие как радио, кинематограф, контроль над прессой, то есть полный контроль над информацией. И все эти инструменты с большим усердием обслуживали его культ. Но, на мой взгляд, первопричиной этого служила именно потребность общества в культе и традиционной сакрализации лидера. Сталин воспроизводил архетип и нравственный облик царя, и эта роль гармонично вписывалась в привычные представления большинства народа о верховном правителе.

Страницы: 1 2

Партизанское движение в Отечественной войне 1812 г.
Поход Наполеона вызвал подъем народного патриотизма и сильнейшую волну народного противостояния захватчикам. Жестокость и беспощадность наполеоновских солдат заставили русский народ сплотиться и дать решающий отпор врагу. Поначалу партизанское движение было стихийным, представляло собой выступления мелких, ...

V съезд партии
В мае 1907 года собрался в Лондоне V съезд партии. К этому съезду РСДРП насчитывала (вместе с национальными социал-демократическими организациями) до 150 тысяч членов. Всего на съезде присутствовало 336 делегатов. Большевиков было 105, меньшевиков - 97. Одним из основных вопросов борьбы на съезде был вопро ...

Первая опиумная война
Завершая завоевание Индии, правящие классы Англии одно временно поставили перед собой задачу колониального порабощения Китая. Английские капиталисты не желали мириться с ограничения ми, введенными правительством Китая на торговлю с иностранными государствами. Они стремились пробить брешь в политике самоизо ...