Общественная мысль
Преобразования петровской эпохи не могли не произвести изменений в общественном сознании. Усилившиеся контакты с Европой способствовали проникновению в русское образованное общество гуманизма и рационализма. Именно в это время в России стали известны сочинения Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, Р. Декарта, Т. Гоббса и др.
Разрабатывалась теория абсолютизма, с прогрессом которого связывалась судьба общественного развития России. Водоразделом в идейных спорах этой эпохи стали поддержка или неприятие самодержавия и преобразований. Последователи реформ были и убежденными сторонниками сильной власти. Крупнейшим идеологом этого направления был архиепископ Феофан Прокопович, обосновавший в «Духовном регламенте» и «Правде воли монаршей» право монарха на неограниченную власть и приоритет светской власти над церковной.
В общественное сознание все больше проникали идеи о необходимости просвещения. Публицист И. Т. Посошков в сочинении «Книга о скудости и богатстве» писал, что образование должны получать все сословия.
Взгляды передовых людей петровского времени отражали социальные изменения, происходящие в обществе. На человека теперь смотрели как на активно действующую личность, ценность которой определяется «через служение государственному интересу», а не по богатству и знатности предков. В изданной в 1722 г. Петром I «Табели о рангах», подчеркивалось, что «…никто, даже из знатных дворян, не получит никаких чинов, пока они Нам (императору) и Отечеству никаких услуг не окажут».
Духовная культура шанцев.
Обращает на себя внимание специфика духовной культуры и мировоззрения шанцев. Традиционное первобытное мифологическое мышление, столь ярко и явственно проявлявшее себя в расписной керамике Яншао, в период господства луншаньско-луншаноидной серии культур, видимо, стало приходить в упадок, о чем можно судить ...
Магистрат
Магистрат – название государственной должности, равно как и лица, её замещавшего. Власть магистрата мало ограничивалась законом, в течение срока службы он был несменяем, призвание магистрата к суду возможно было лишь в исключительных случаях, по отношению к народу он не был, находясь у власти, слугою, но ка ...
Расширение феодального землевладения
К середине XII в., когда завершился процесс перехода к феодальной раздробленности, на основе Киевской Руси возникло около 15 самостоятельных княжеств, соответствующих прежним территориальным единицам: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Киевское, Муроме-Рязанское, Переяславское, Полоцко-Минское, Смоле ...
