Общественная мысль
Преобразования петровской эпохи не могли не произвести изменений в общественном сознании. Усилившиеся контакты с Европой способствовали проникновению в русское образованное общество гуманизма и рационализма. Именно в это время в России стали известны сочинения Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, Р. Декарта, Т. Гоббса и др.
Разрабатывалась теория абсолютизма, с прогрессом которого связывалась судьба общественного развития России. Водоразделом в идейных спорах этой эпохи стали поддержка или неприятие самодержавия и преобразований. Последователи реформ были и убежденными сторонниками сильной власти. Крупнейшим идеологом этого направления был архиепископ Феофан Прокопович, обосновавший в «Духовном регламенте» и «Правде воли монаршей» право монарха на неограниченную власть и приоритет светской власти над церковной.
В общественное сознание все больше проникали идеи о необходимости просвещения. Публицист И. Т. Посошков в сочинении «Книга о скудости и богатстве» писал, что образование должны получать все сословия.
Взгляды передовых людей петровского времени отражали социальные изменения, происходящие в обществе. На человека теперь смотрели как на активно действующую личность, ценность которой определяется «через служение государственному интересу», а не по богатству и знатности предков. В изданной в 1722 г. Петром I «Табели о рангах», подчеркивалось, что «…никто, даже из знатных дворян, не получит никаких чинов, пока они Нам (императору) и Отечеству никаких услуг не окажут».
Губернская реформа
В 1775 г. особым «Учреждением для управления губерний Российской империи» была проведена областная реформа. Эта реформа исправляла недостатки системы местного управления, сложившейся в начале XVIII в. Кроме того, восстание под руководством Е.И. Пугачева, потрясшее страну в 1773 — 1775 гг., показало Екатерин ...
Проблемы христианизации. Крещение удмуртов
Проникновение в удмуртский край христиан, а, следовательно, вместе с ними и христианской цивилизации шло в основном вдоль двух крупных водных магистралей – Камы и Вятки. Уже в XII веке здесь появились единичные христиане. Они селились починками из одного-двух дворов среди удмуртских деревень, в которых было ...
Жестокий образ ведения войны
Весною 1214 г. три монгольские армии снова вторгаются в цзиньские пределы. На этот раз они действуют по новой системе, выработанной на основании опыта предыдущих кампаний. При подходе к укрепленным городам монголы сгоняют народ из окрестностей и затем идут на штурм, гоня густые массы населения перед собой н ...