История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Екатерина II

28 июня 1762 г. на российский престол в результате очередного дворцового переворота взошла Екатерина II (1762 — 1796 гг.). Это была умная, высокообразованная, энергичная, честолюбивая правительница.

Прибыв к петербургскому двору в 1745 г., София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербтская начала усердно изучать русский язык, а когда приняла православное крещение под именем Екатерины Алексеевны, стала демонстрировать свою набожность и чрезвычайную приверженность вере и обычаям. В отличие от вспыльчивого и неуравновешенного супруга, Екатерина неизменно оставалась спокойной, доброжелательной и приятной в общении. Если Петр III был необразован и неразвит, то его жена много времени проводила за чтением книг и имела репутацию одной из самых образованных женщин своего века. Все эти качества позволили ей занять престол и удерживать его на протяжении 34 лет.

Необходимо упомянуть, что Екатерина II стремилась не только царствовать, но и управлять. Огромная власть означала для нее, как и для Петра Великого, возможность в первую очередь активно преобразовывать государство, укреплять авторитет России на международной арене, заботиться о благе подданных. Когда в 1763 г. граф Н.И. Панин предложил императрице проект реформы Сената, лишивший этот орган законодательных прав, она подписала его, но резко критиковала попытку того же Н.И. Панина учредить Императорский Совет, который должен был поставить ее волю под контроль придворных сановников.

Екатерина II придерживалась идеи просвещенного абсолютизма, состоящей в том, что монарх должен использовать свою безграничную власть на установление справедливых законов, смягчение нравов и распространение просвещения. Императрица состояла в переписке с выдающимися философами-просветителями: Вольтером, Д. Дидро, Д'Аламбером. Однако на практике Екатерине II, особенно в начале правления, приходилось в первую очередь учитывать интересы дворянства, возведшего ее на престол, и многие ее решения расходились с образом просвещенной императрицы. Она вынуждена была подтвердить манифест о вольности дворянства, указы о ликвидации розыскной канцелярии и запрещении купцам покупать крестьян к мануфактурам. Но главное — императрице пришлось заверить дворян в неприкосновенности их владельческих прав по отношению к крестьянам. Даже созданное в 1765 г. для хозяйственных преобразований Вольное экономическое общество не имело возможности поднимать вопрос об отмене крепостного права.

Христианство и его роль в развитии благотворительной деятельности
Частная благотворительность имеет глубокие исторические корни в России, практические навыки такой деятельности воспитывались в старину. Древнерусское общество, принимая христианство, с пониманием восприняло вторую из основных заповедей – о любви к ближнему. Свое выражение она получила в раздаче милостыни. И ...

1929
16 февраля в больнице Таллинской центральной тюрьмы скончалась В. Клементи. Ее похороны вылились в мощную демонстрацию протеста против кровавой буржуазной диктатуры. Ей было 25-ть лет! ...

Начало еврейской эмиграции в Палестину. Причины усиления сионистской активности в регионе
Де-факто еврейская эмиграция началась в 1872 г., когда близ Яффы на деньги парижского банкира барона Э.Ротшильда была основана выходцами из России первая еврейская сельскохозяйственная колония. Из нее затем вырос город Тель-Авив, ставший впоследствии первой столицей государства Израиль (Рис. 1.3). Первонач ...