История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Народы Российской империи в XVIII в. Национальный и конфессиональный состав Российской империи в XVIII в.

Материалы » Преобразования Петра I (социально-экономические, государственно-административные, военные). Утверждение абсолютизма » Народы Российской империи в XVIII в. Национальный и конфессиональный состав Российской империи в XVIII в.

К концу XVIII в. население Российской империи составляло 37 млн. человек. По мере присоединения новых территорий доля русского населения снижалась. По переписи 1719 г. русские составляли 70%, а к концу столетия — 49% жителей страны. В результате колонизации присоединенных земель росло русское население Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. Среди переселенцев были и вольные люди, и ссыльные, и казаки. Захват русскими помещиками земель кочевых народов часто вызывал восстания коренных народов не только против дворян, но и против всего русского населения (Башкирские восстания 1730-1750-х гг.). www.bankforward.ru

Вхождение в состав Российской империи Прибалтики также сопровождалось переселением туда русских. Правительству было очень важно разбавить протестантское и католическое население Эстляндии, Лифляндии и литовских земель православными.

Беспрецедентны темпы освоения вошедших в состав России в конце XVIII в. земель северного Причерноморья. Уже в 1793 г. в Крыму и на Кубани проживало около 300 тыс. русских.

Разделы Речи Посполитой (1772, 1791 и 1795 гг.) и присоединение к России белорусских и западно-украинских территорий не только несколько увеличили число православных в России (за счет белорусов), но вызвали к жизни т.н. «еврейский вопрос», так как в Российской империи появилось значительное количество евреев. В 1791 г. для них была введена «черта оседлости», то есть определена территория (Прибалтика, Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия), за пределами которой им жить запрещалось.

В отношении украинцев и белорусов правительством проводилась политика русификации. В переписях их записывали русскими, их земли часто раздавались русским помещикам, самоуправление уничтожалось. В 1783 г. среди ранее свободных украинцев было введено крепостное право. Продолжалась и политика насильственной христианизации народов Поволжья, что вызывало сопротивление не только мусульман (татар, башкир), но и язычников (мордвы, чувашей и др.).

В середине — второй половине XVIII в. в состав России вошли скотоводческие кочевые племена казахов и калмыков. К концу столетия значительно увеличилось российское влияние на Кавказе. В 1783 г. Восточная Грузия добровольно перешла под власть Екатерины II. С 1770-х гг. начались регулярные экспедиции русских купцов на Аляску и Алеутские острова.

К концу XVIII в. Российская империя превратилась в крупнейшую многонациональную и многоконфессиональную державу.

Этапы образования древнерусского государства
Процесс распада первобытнообщинных и возникновение феодальных отношений у восточных славян к IX столетию зашел столь далеко, что неизбежно должно было возникнуть государство, так как государство возникает там, где создаются условия для его появления в виде деления общества на классы. Имущественное и социаль ...

Московский съезд 1821 г. Ликвидация Союза благоденствия
Всего год прошел между Петербургским совещанием 1820 г. и Московским съездом 1821 г.Но этот был наполнен важнейшими событиями, оказавшими огромное влияние на судьбу декабристского движения. 1820-1821 гг. Европа пылала в огне восстаний. Декабристы внимательно прислушивались к гулу возраставшей революционной ...

 Георгий Иванов в России. Поэт до 1914 года
Георгий Иванов родился в 1894 г. и был младшим, любимым сыном не очень знатного, но волей судьбы ставшего на некоторое время очень богатым, отставного военного. Детство писателя прошло в имении Студенки на границе Польши, где юношу окружала живописная природа и произведения искусства. В доме, к примеру, нах ...