История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве второй половины XVIII в., также как и в архитектуре, спорили пышность барокко и строгие рамки классицизма. Но множество талантливых мастеров этого периода творчески переосмыслили художественные каноны и правила, создавая свои произведения.

Наивысшего расцвета в российской живописи достигло портретное искусство. А.П. Антропов писал фрески и иконы, а также знаменитые коронационные портреты Петра III и Екатерины II. Его ученик Д.Г. Левицкий прославился портретами «смолянок» (воспитанниц Смольного института), портретами Д. Дидро и Н И. Новикова. Особо стоит выделить крепостного художника И.П. Аргунова, среди работ которого известнейшей является «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье». Крупнейшим портретистом второй половины столетия можно назвать Ф.С. Рокотова — мастера интимного портрета, передающего тончайшие оттенки характера («Портрет А.П. Сумарокова»). Блестящие парадные и камерные портреты принадлежат кисти В.Л. Боровиковского, но миниатюрные «домашние» полотна принесли ему наибольшую известность («Портрет М.И. Лопухиной»).

Наряду с портретной живописью развивалась и пейзажная (С.Ф. Щедрин), историческая и мифологическая (А.П. Лосенко), батальная (М.М. Иванов) и натюрмортная (Г.Н. Теплов, П.Г. Богомолов) живопись. В акварелях И. Ерменова и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян.

М.В. Ломоносов возродил технику смальтовой мозаики. В этой технике созданы станковые портреты и батальные композиции. Было учреждено мозаичное отделение при Петербургской Академии художеств, которое делало мозаики для Исаакиевского собора.

Во второй половине столетия складывается академическая школа русской скульптуры, характеризующаяся господством классицизма (памятник Суворову М.И. Козловского). Ф.И. Шубин создал первый русский реалистический скульптурный портрет: бюсты М.В. Ломоносова, Екатерины II, Павла I, А.М. Голицына, М.Р. Паниной.

Памятник Петру I «Медный всадник» был создан французским скульптором А. Фальконе при участии его ученицы М.А. Колло.

В конце столетия с покупкой Екатериной II ряда частных европейских коллекций в Эрмитаже начала формироваться одна из богатейших художественных коллекций мира.

Меры земств по борьбе с голодом
Теперь хотелось бы поговорить о более обобщенных мерах, касающиеся всей Курской губернии, с её уездами и волостями. Проследив всю деятельность власти, мы не сможем в полной мере оглашенные и проходившие меры назвать, например глубокими, дальновидными или хотя бы разносторонними. Нет, они скорее точечные, до ...

Н.С. Хрущев и реабилитация жертв массовых политических репрессий
Реформаторская деятельность Хрущева в 50–60-е годы, его доклад на XX съезде КПСС до сих пор вызывают острые споры. Историками, политиками, публицистами участием Хрущева в массовых репрессиях 30-х годов тоже рассматривается главным образом через призму его доклада на XX съезде КПСС. В докладе Хрущева ставил ...

Место Эхнатона в политической истории древнего Еегипта. История открытия гробницы Эхнатона
Рассмотрим историю открытий, связанных с изучением эпохи, в которую жил Эхнатон [14, стр. 11–36]. На восточном берегу Нила в 300 км. южнее Каира есть место, известное сейчас под названием Телль-эль-Амарна. Здесь горы, вплотную подойдя к реке, начинают отступать и образуют просторную равнину в форме почти п ...