История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве второй половины XVIII в., также как и в архитектуре, спорили пышность барокко и строгие рамки классицизма. Но множество талантливых мастеров этого периода творчески переосмыслили художественные каноны и правила, создавая свои произведения.

Наивысшего расцвета в российской живописи достигло портретное искусство. А.П. Антропов писал фрески и иконы, а также знаменитые коронационные портреты Петра III и Екатерины II. Его ученик Д.Г. Левицкий прославился портретами «смолянок» (воспитанниц Смольного института), портретами Д. Дидро и Н И. Новикова. Особо стоит выделить крепостного художника И.П. Аргунова, среди работ которого известнейшей является «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье». Крупнейшим портретистом второй половины столетия можно назвать Ф.С. Рокотова — мастера интимного портрета, передающего тончайшие оттенки характера («Портрет А.П. Сумарокова»). Блестящие парадные и камерные портреты принадлежат кисти В.Л. Боровиковского, но миниатюрные «домашние» полотна принесли ему наибольшую известность («Портрет М.И. Лопухиной»).

Наряду с портретной живописью развивалась и пейзажная (С.Ф. Щедрин), историческая и мифологическая (А.П. Лосенко), батальная (М.М. Иванов) и натюрмортная (Г.Н. Теплов, П.Г. Богомолов) живопись. В акварелях И. Ерменова и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян.

М.В. Ломоносов возродил технику смальтовой мозаики. В этой технике созданы станковые портреты и батальные композиции. Было учреждено мозаичное отделение при Петербургской Академии художеств, которое делало мозаики для Исаакиевского собора.

Во второй половине столетия складывается академическая школа русской скульптуры, характеризующаяся господством классицизма (памятник Суворову М.И. Козловского). Ф.И. Шубин создал первый русский реалистический скульптурный портрет: бюсты М.В. Ломоносова, Екатерины II, Павла I, А.М. Голицына, М.Р. Паниной.

Памятник Петру I «Медный всадник» был создан французским скульптором А. Фальконе при участии его ученицы М.А. Колло.

В конце столетия с покупкой Екатериной II ряда частных европейских коллекций в Эрмитаже начала формироваться одна из богатейших художественных коллекций мира.

Образование Советов
В первые же дни революции появились Советы. Идея Советов жила в сознании рабочих масс, и они ее осуществили на другой же день после свержения царизма с той, однако, разницей, что в 1905 году были созданы Советы только рабочих депутатов, а в феврале 1917 года по инициативе большевиков появились Советы рабочи ...

История возникновения топонима «Тверь»
Определенный вклад в изучение истории топонима и гидронима внесли члены Тверской ученой архивной комиссии (ТУАК). Интересные сведения о мнениях по поводу происхождения слова Тверь сообщает В.А. Плетнев: Р.Н. Никулин считал, что своими названиями река и город обязаны летописному племени тиверцев, которые, те ...

Трижды адмирал
Российский флот на протяжении всей трехсотлетней истории постоянно попадал из штилей в бурю. После периодов расцвета наступал спад. Первые лица континентальной империи начинали проявлять к нему внимание в основном после катастроф. Попытки восстановить морские силы после поражений в Крымской и Русско-японско ...