Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве второй половины XVIII в., также как и в архитектуре, спорили пышность барокко и строгие рамки классицизма. Но множество талантливых мастеров этого периода творчески переосмыслили художественные каноны и правила, создавая свои произведения.
Наивысшего расцвета в российской живописи достигло портретное искусство. А.П. Антропов писал фрески и иконы, а также знаменитые коронационные портреты Петра III и Екатерины II. Его ученик Д.Г. Левицкий прославился портретами «смолянок» (воспитанниц Смольного института), портретами Д. Дидро и Н И. Новикова. Особо стоит выделить крепостного художника И.П. Аргунова, среди работ которого известнейшей является «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье». Крупнейшим портретистом второй половины столетия можно назвать Ф.С. Рокотова — мастера интимного портрета, передающего тончайшие оттенки характера («Портрет А.П. Сумарокова»). Блестящие парадные и камерные портреты принадлежат кисти В.Л. Боровиковского, но миниатюрные «домашние» полотна принесли ему наибольшую известность («Портрет М.И. Лопухиной»).
Наряду с портретной живописью развивалась и пейзажная (С.Ф. Щедрин), историческая и мифологическая (А.П. Лосенко), батальная (М.М. Иванов) и натюрмортная (Г.Н. Теплов, П.Г. Богомолов) живопись. В акварелях И. Ерменова и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян.
М.В. Ломоносов возродил технику смальтовой мозаики. В этой технике созданы станковые портреты и батальные композиции. Было учреждено мозаичное отделение при Петербургской Академии художеств, которое делало мозаики для Исаакиевского собора.
Во второй половине столетия складывается академическая школа русской скульптуры, характеризующаяся господством классицизма (памятник Суворову М.И. Козловского). Ф.И. Шубин создал первый русский реалистический скульптурный портрет: бюсты М.В. Ломоносова, Екатерины II, Павла I, А.М. Голицына, М.Р. Паниной.
Памятник Петру I «Медный всадник» был создан французским скульптором А. Фальконе при участии его ученицы М.А. Колло.
В конце столетия с покупкой Екатериной II ряда частных европейских коллекций в Эрмитаже начала формироваться одна из богатейших художественных коллекций мира.
Введение.
Переход от феодализма к капитализму, как известно, заканчивается буржуазной революцией, которая приводит политическую надстройку в соответствие с экономической базой. Буржуазная экономика к этому времени уже сформировалась: она формируется стихийно, по своим экономическим законам, еще в недрах феодальной ф ...
Эффективность партизанского движения в годы войны
Мы рассмотрели этапы формирования и развития партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. Обычно в глазах людей партизанское движение - массовое проявление героизма, которое восхищает и вдохновляет людей на протяжении вот уже нескольких поколений. Но не все так просто. В истории партизанского ...
Китайская культура в конце XVIII — первой половине XIX в.
Глубокий кризис, переживаемый феодальным Китаем, вторжение иностранных колонизаторов крайне отрицательно сказались на развитии китайской культуры. Стремясь укрепить пошатнувшиеся феодальные устои, цинские власти усилили цензуру над литературными произведениями. Преследовалось все прогрессивное и патриотичес ...
