История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Сибирская каторга и ссылка. Заговор в Зерентуйском руднике. Героическая пропаганда М.С.Лунина

Материалы » Восстание декабристов » Сибирская каторга и ссылка. Заговор в Зерентуйском руднике. Героическая пропаганда М.С.Лунина

О сибирском периоде жизни декабристов имеется богатая литература и огромное количество документального материала.

Отправка в Сибирь началась в июле 1826 г.Сюда ко многим декабристам приезжали жены. Они не воспользовались разрешением Николая I вторично выйти замуж и бросили ради мужей – декабристов свободную и беспечную дворянскую жизнь. Революционная традиция высоко чтит этих женщин. Особенно надо отметить жену Никиты Муравьева, Александру Григорьевну Муравьеву, взявшую на себя передачу стихотворения Пушкина – послания декабристам в Сибирь.

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье, -

От имени декабристов закованный в цепях Александр Одоевский писал:

Но будь покоен,бард! Цепями,

Своей судьбой гордимся мы

И за затворами тюрьмы,

Как встарь, смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет;

Из искры возгорится пламя

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.

К осени 1827 г.всю каторжную «колонию» перевили в Читу.

1828 г. членом Общества соединенных славян И. Сухиным был организован заговор. План его был таков: решено было навербовать большую группу сторонников, затем в назначенный день и час поднять восстание на руднике. Захват оружия был обязательным условием восстания. Тайком они лили пули которых вышло более 1000.Также первым делом было решено захватить еще и пушки. Восставшие должны были проходить по заводам и забирать в партию людей, и дойти свободно до читинского острога где должны бы освободить очередного преступника Восстание было назначено на 25 мая 1828 г. в десять часов вечера. Пунктом сбора было кладбище.

Но восстание не удалось так как нашелся предатель - участник заговора Алексей Казаков который был ими вскоре убит.

Участники были арестованы и встали перед судом.

Казнь была одна из самых ужасных которые видела Сибирь: одновременно производились расстрелы, наказания кнутом и плетьми, «подновление штемпельных знаков на лице».К смертной казни были приговорено шестеро : Иван Сухинов, Павел Голиков, Василий Бочаров, Федор Моршаков, Тимофей и Василий Михайлов.

Этот заговор заставил правительство поторопиться с тюремным строительством.

Длительный переход на Петровский завод декабристы шли пешком и на пути к ним пришла новость о революции 1830 г. во Франции.Они встретили это известие с восторгом.

Условия каторги были очень тяжелы.

Декабрист Михаил Сергеевич Лунин и в Сибири повел с царизмом борьбу не на жизнь а на смерть. Под видом писем к своей систре он развернул невероятно смелую противоправительственную пропаганду. В письмах он клеймил самодержавие, разоблачал его преступления. Эти письма распространялись по всей России в копиях. Рукопись Лунина в 1841 г.попало в руки III отделения и о него был проведен внезапный обыск, он был арестован.И отправлен в страшную Акатуевскую тюрьму. Условия там были созданы такие что человек не мог их вынести. Лунин погиб 1845 г.

В 1856 г., после смерти Николая I связи с коронацией нового императора Александра II был издан манифест об амнистии декабристов и разрешения им возвратиться из Сибири. В живых оказалось человек сорок.

Многие из них приняли участие в крестьянской реформе 1861 г., оказавшись на стороне либерального помещичьего лагеря.

Сломанное колесо
В 1844 году правительственная комиссия, изучавшая состояние полотняной промышленности, приехала в Костромскую губернию. Посетив Нерехту, Середу-Упино, чиновники ехали в Плес. При переезде вброд через неглубокую речушку Шачу, возле села Яковлев-ского, у прогонной кибитки развалилось колесо. С горем пополам ...

Имперская   идея   в  XIX   веке.
Быть русским, согласно этому воззрению, не значит быть великороссом, украинцем или белорусом по факту этнического происхождения. Быть русским — не значит быть православным по вероисповеданию. Быть русским — значит быть верноподдан­ным Императора Всероссийского, гражданином Империи, носи­телем имперской иде ...

Как изменился характер исторического развития России под влиянием иноземного нашествия и ига
Русское государство, образованное на границе Европы с Азией, достигшее своего расцвета в 10 - начале 11 века, в начале 12 века распалось на множество княжеств. Этот распад произошел под влиянием феодального способа производства. Особенно ослабилась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств про ...