История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Экономическая политика в царствование Александра III /1881-1894 гг./, как время формирования капиталистических отношений в России /Пореформенное развитие страны 1861 -1881 гг./
Страница 6

Материалы » Экономическое развитие России во второй половине XIX века » Экономическая политика в царствование Александра III /1881-1894 гг./, как время формирования капиталистических отношений в России /Пореформенное развитие страны 1861 -1881 гг./

В конце 1860 - начале 1870-х годов в России разгорелась настоящая «учредительская горячка». В эти же годы подобный процесс происходил почти во всех развитых странах Европы, в США и Японии и имел название «грюндерство», Т.е. массовое учредительство акционерных обществ, банков, страховых компаний, сопровождаемое выпуском ценных бумаг, биржевыми спекуляциями и пр.

Бурное развитие промышленности и железнодорожного строительства требовало крупных капиталов, превышающих возможности отдельных предпринимателей, поэтому в эти же годы достаточно быстро развивалось акционерное дело. Если до реформы в стране насчитывалось всего 78 акционерных компаний с общим капиталом в 72 млн руб., то в 1860-1870-е годы было создано 357 акционерных компаний с капиталом в 1116 млн руб. Правда, многие из этих компаний, возникших на волне биржевого ажиотажа, оказались-«дутыми» и лопнули.

Процесс концентрации крупных российских капиталов, как и в других странах, начался преимущественно в сфере железнодорожного строительства. Из всех совокупных инвестиций в промышленность было вложено лишь 14%, тогда как в железнодорожный транспорт - более 60%, что сыграло существенную роль в бурном росте отрасли.

Определенным тормозом для развития рыночных отношений была неразвитость кредитной системы, отсутствие коммерческих банков. Государственный банк, созданный в 1860 году, выдавал в основном ипотечные ссуды крупным землевладельцам под залог земли, Т.е. кредиты почти не были связаны с производственной сферой. «Учредительская горячка» охватила и банковское дело. В 1864-1873 годах было учреждено около 40 акционерных банков, среди них: Частный коммерческий банк (1864) в Петербурге, Московский купеческий банк (1866). Причем с самого начала они имели большую долю в совокупных ресурсах страны: пять крупнейших банков уже в 1875- 1881 годы охватывали около половины, а 12 банков - до 75% всех банковских ресурсов России. В те же годы самым крупным из них был Волжско-Камский банк. Своеобразием кредитной системы этого периода было наличие банков земельного кредита, в том числе государственного Дворянского земельного банка (1885), которые по-прежнему отвлекали денежные ссуды от их производительного использования в аграрном секторе.

Формирование рыночной экономики России имело свои специфические особенности. Россия, как и Германия, позже других европейских стран вступила на этот путь, Т.е. была в роли догоняющей страны, что позволило ей во многом использовать их капиталы, их положительный опыт в науке, технике, в организации производства.

В 1880-х годах появились первые русские объединения монополи­стического типа в промышленности и первое объединение двух петербургских акционерных банков - Международного и Русского банка внешней торговли (1881). Однако самое первое монополистическое объединение в России возникло не в промышленности, а в страховом деле: в 1875 году восемь страховых компаний подписали Конвенцию общего тарифа, после чего стали бороться с теми компаниями, которые остались вне конвенции, чтобы диктовать им свои условия.

Первое промышленное объединение было основано в 1882 году, когда пять заводов по производству стальных рельсов образовали Союз рельсовых фабрикантов сроком на пять лет. Этот союз имел признаки простейшего синдиката и контролировал почти все заказы на изготовление рельсов для железных дорог. За ним последовало объединение заводов по изготовлению креплений к железнодорожным рельсам (1884), по строительству железнодорожных мостов (1887), по производству различного железнодорожного оборудования (1889). Из этого перечня объединений видно, что железнодорожное строительство было одной из самых мощных и передовых отраслей народного хозяйства. Тем более, что в этом секторе экономики почти все заводы были новыми, их было немного, что облегчало сговор предпринимателей о количестве производимой продукции и разделе рынка, о ценах и условиях реализации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Чингисхан как государственный деятель
Новое монгольское государство по сравнению с предыдущими раннефеодальными объединениями носило ярко выраженный классовый, феодальный характер. В его основу было положено военно-административное устройство. Чингис-хан разделил население Монголии на два крылья: правое ( барун-гар ) и левое ( дзун-гар ). Крыль ...

Искусство
Основные черты архитектуры Рима представлены в Этрусскими и Греческими чертами. От Этрусов пришла циркульная арка, и, как следствие от нее, коробовый, крестового свода, купол, неизвестных грекам, что дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщат ...

История возникновения династического периода
Народ, освоивший Нильскую долину и создавший в столь глубокой древности великую самобытную цивилизацию, говорил на египетском языке, ныне не существующим. Первые письменные памятники на этом языке восходят еще к концу додинастической эпохи, последняя иероглифическая надпись датируется IV в до н.э., Египетск ...