Заключение
На основе проведенных исследований и изучений по данной теме можно сделать следующие выводы. Н.М. Карамзин связывает политическую деятельность Ивана Грозного в основном с особенностями его личности и со спецификой его мировоззрения. Из недостатков Грозного Карамзин выделял "самовластие, соединенное с робостью и низостью духа" которыми он объяснял "непомерную горячность, недоверчивость и суровое мщение". Внутреннее противоречие и двойственность характера Ивана Грозного, с точки зрения Карамзина, заключались в противопоставлении его недостатков "проницательному и дальновидному разуму".
Большинство современных историков, изучающих эпоху Ивана Грозного, ориентируются в первую очередь на личность царя. Но, несмотря на преобладание личностноориентированного подхода, ученые все-таки стараются описывать историю страны, а не историю влияния государя на историю страны. Такое соотношение влияния "субъективного" и "объективного" в истории у всех ученых разное. Из тех же предпосылок исходит и теория "внешнего фактора" Виппера, который рассматривает "внешний фактор" как основную силу, определяющую социально-политическое развитие Московского государства в царствование Ивана Грозного.
Позиции Карамзина во многом близка с позицией С.Ф. Платонова, который детерминирует политическое состояние России действиями Ивана Грозного. Средства, коими пользовался Иван Грозный в достижении своих целей, по мнению Платонова, были грубыми и гибельными для страны.
Таким образом, анализируя различные точки зрения на деятельность Ивана Грозного, можно сделать вывод, что оценка роли влияния личности Ивана Грозного на развитие средневековой государственности во многом зависит от того подхода к роли личности в истории, которого придерживаются исследователи.
[1] Карамзин Н.М. Предания веков. – М: Правда, 1988- с.611
[2] Карамзин Н.М. Предания веков. – М: Правда, 1988- с.613
[3] История России с древнейших времен до конца XVII века. М., 2004-с.219
[4] Шмидт С.О. «История государства Российского»в культуре дореволюционной России // Карамзин Н.М. История государства Российского.Т.4.- с.28
[5] История России с древнейших времен до конца XVII века. М., 2004-с.222
[6] Карамзин Н.М. Предания веков. – М: Правда, 1988- с.613
[7] Шмидт С.О. «История государства Российского»//Карамзин Н.М. История государства Российского.Т.4.-с.28
[8] Шмидт С.О. «История государства Российского»//Карамзин Н.М. История государства Российского.Т.4.-с.29
[9] Карамзин Н.М. Предания веков. – М: Правда, 1988- с.615
[10] Шмидт С.О. «История государства Российского»в культуре дореволюционной России // Карамзин Н.М. История государства Российского.Т.4.- с.29-30
[11] История России с древнейших времен до конца XVII века. М., 2004-с.228
[12] Шмидт С.О. Становление российского самодержавства ,М.,1973-с.305
[13] Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М., 1989-с.211
[14] Виппер Р.Ю. Иван Грозный, М.,Л.,1944-с.21-22
[15] Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины.- М. Изд-во АН СССР, 1963-с.35
[16] Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Петрозаводск, 1996-с.61
[17] Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Петрозаводск, 1996-с.66
От Февраля к Октябрю
После Февральской революции в стране сложилась своеобразная политическая ситуация – возникло двоевластие. Наряду с Временным правительством и его органами в большинстве городов, в армии и во многих уездах возникли Советы — демократические организации, создававшиеся непосредственно трудящимися—рабочими, солд ...
Установление Советской власти в Казахстане
В канун Октябрьской революции недовольство трудящихся Казахстана политикой Временного правительства, большинство бедных слоев населения все более сплачивалось вокруг большевиков и их союзников. Положение трудящихся масс ухудшалось, голод охватил целые районы Сырдарьинской и Семипалатинской областей. В сентя ...
Религия нартского эпоса
Нартский эпос - это мифоэпическое наследие, оставленное нам предками. Он отражает мировоззрение ариев, верования ушедших поколений, их отношение к окружающему миру.
К сожалению, у некоторых ученых сложилась неадекватная оценка роли эпоса как продукта творческой и познавательной деятельности. Например, у Ан ...