Заключение
Вся деятельность ссыльных декабристов в Красноярске была направлена на ускорение общественно – политического и культурного развития города. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи – вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования.Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться. Просветительство явилось той основой, которая объединяла как умеренно настроенную часть участников движения, так и революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм как единое и цельное течение и в конечном счете определило его место в общественно – политическом движении страны.Декабристы сделали бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, дает основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни Красноярска и сибирского края в целом.
[1]Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом. XVII – XIX века. Издательство Красноярского университета, 1990. С.133.
[2]Из записок декабриста А.Е. Розена о пребывании в Красноярске / История Красноярска. Документы и материалы XVII – первая половина XIX века. Сост. Г.Ф. Быконя, Красноярск, Офсет, 2000. С. 509-511.
[3]Постнов Ю.С. Сибирь в поэзии декабристов. Новосибирск: Наука, 1976. С.39.
[4]Воспоминания И.Ф. Парфентьева / История Красноярска. Документы и материалы XVII – первая половина XIX века. Сост. Г.Ф. Быконя, Красноярск, Офсет, 2000. С. 554.
[5]Там же, с. 556.
[6]Из «Воспоминаний» М.Д. Францевой о жизни декабристов в Красноярске / История Красноярска. Документы и материалы XVII – первая половина XIX века. Сост. Г.Ф. Быконя, Красноярск, Офсет, 2000. С. 660-663.
[7]Там же, с. 662-663.
[8]Пасецкий В.М. Географические исследования декабристов. М.: Наука, 1977. С. 122-126.
[9]Петряев Е. Живая память. М.: Молодая гвардия, 1984. С. 101-102.
[10]Комментарии Г.Ф. Быкони к письму М.А. Фонвизина В.Л. Давыдову в Красноярск / История Красноярска. Документы и материалы XVII – первая половина XIX века. Сост. Г.Ф. Быконя, Красноярск, Офсет, 2000. С. 682-683.
[11]Там же, с.683.
Быт и нравы дворян в XIX веке
В центре моего исследования - быт и нравы русского дворянства в XIX веке. Особенность как церемониального, так и будничного быта и нравов определяется его игровым характером. В обществе необходимы хорошие манеры и сдержанность в обращении, при дворе же эти качества еще необходимее. Так или иначе, жесткие &q ...
Феномен власти-собственности и процесс трибализации в развитии Шан.
Прежде чем приступить к характеристике шанского общества и его культуры, необходимо обратить внимание еще на некоторые нормативные институты, выявленные в процессе изучения достижений современной антропологии. Первый из них — феномен власти-собственности. Суть его, тесно связанная с реципрокным взаимообмено ...
Введение.
В переломные моменты истории, ещё не ставшей прошлым, а представляющей бурное настоящее, довольно обычны — пожалуй, даже традиционны обращения к древним временам. При этом не только проводятся параллели, сопоставляются события разных эпох, но и делаются попытки усмотреть в давних деяниях предков посевы, кот ...