История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Заключение

Вся деятельность ссыльных декабристов в Красноярске была направлена на ускорение общественно – политического и культурного развития города. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи – вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования.Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться. Просветительство явилось той основой, которая объединяла как умеренно настроенную часть участников движения, так и революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм как единое и цельное течение и в конечном счете определило его место в общественно – политическом движении страны.Декабристы сделали бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, дает основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни Красноярска и сибирского края в целом.

[1]Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом. XVII – XIX века. Издательство Красноярского университета, 1990. С.133.

[2]Из записок декабриста А.Е. Розена о пребывании в Красноярске / История Красноярска. Документы и материалы XVII – первая половина XIX века. Сост. Г.Ф. Быконя, Красноярск, Офсет, 2000. С. 509-511.

[3]Постнов Ю.С. Сибирь в поэзии декабристов. Новосибирск: Наука, 1976. С.39.

[4]Воспоминания И.Ф. Парфентьева / История Красноярска. Документы и материалы XVII – первая половина XIX века. Сост. Г.Ф. Быконя, Красноярск, Офсет, 2000. С. 554.

[5]Там же, с. 556.

[6]Из «Воспоминаний» М.Д. Францевой о жизни декабристов в Красноярске / История Красноярска. Документы и материалы XVII – первая половина XIX века. Сост. Г.Ф. Быконя, Красноярск, Офсет, 2000. С. 660-663.

[7]Там же, с. 662-663.

[8]Пасецкий В.М. Географические исследования декабристов. М.: Наука, 1977. С. 122-126.

[9]Петряев Е. Живая память. М.: Молодая гвардия, 1984. С. 101-102.

[10]Комментарии Г.Ф. Быкони к письму М.А. Фонвизина В.Л. Давыдову в Красноярск / История Красноярска. Документы и материалы XVII – первая половина XIX века. Сост. Г.Ф. Быконя, Красноярск, Офсет, 2000. С. 682-683.

[11]Там же, с.683.

Предпринимательская деятельность в годы революционной борьбы
Невероятно тягостные условия труда и быта вызывали растущее возмущение рабочих, толкали их на борьбу за свои права. 70-е и 80-е годы прошлого столетия явились начальным этапом этой борьбы. В 1870 году бастовали 800 рабочих Невской бумагопрядильни в Петербурге. В 1872 году еще более значительная стачка вспых ...

Оккупация страны батсвана
На пути к междуречью, помимо Трансвааля, лежали земли племен батсвана, живших в пустыне Калахари и прилегающих к ней районов. Эта область была редконаселенной, представляла собой каменистое плоскогорье и сама по себе большой ценности не представляла. Но поскольку путь на север, в междуречье, с начала 1880-х ...

Кимакский каганат (конец IX - начало XI)  Племенной состав и образование Кимакского каганата.
Судя по китайским летописям, племена кимаком сформировались и проживали ранее, в начале VII века, в северо-западной Монголии. К середи VII века кимаки откочевали в районы севернее Алтайских гор и в Прииртышье. С 656 года после падения Западно-Тюркского каганата кимаки начинают обособляться от других племен. ...