Феодальный город. Развитие ремесла
Феодальные отношения развивались не только в сельском хозяйстве, но и в ремесленном производстве. Владельцем города в XI—XII вв. был в основном феодал-вотчинник, а ремесленники, торговцы и крестьяне, жившие в городе, являлись его крепостными и занимались переработкой продукции сельского хозяйства или каким-либо ремеслом. Как считали историки В. Ключевский, В. Соловьев и др., феодальный город на Руси в XI—XV вв. представлял собой укрепленное село, имеющее военно-стратегическое значение, со слабо развитыми промышленными отраслями и населением, большей частью занятым сельскохозяйственным трудом. Если в Западной Европе уже в XII—XIII вв. город обретает независимость и становится промышленным центром, играющим большую роль в ликвидации натурально-хозяйственной замкнутости и развития капитализма, то в России город становится промышленным центром много позже — в XVI—XVII вв.
Следует иметь в виду, что на раннем этапе развития города прошли неодинаковый путь. Можно назвать три формы возникновения и развития феодального города: города—резиденции князей, города как торговые пункты, города-вотчины, в которых селилось свободное и зависимое население. Третий путь прошли многие города на Руси. Общественное разделение труда, заложенное в хозяйственной деятельности города, постепенно изменяло экономику и социальную структуру города. Вотчинное хозяйство втягивается в производственные отношения города. Сельскохозяйственная продукция вотчины сбывается в городе, одновременно продукцию ремесленного производства получает вотчина. Так формируется феодальный город как торгово-промышленный центр, постепенно отделяющийся от вотчины.
Феодальный город в Северо-Восточной Руси в развитии ремесленного производства и торговли в XII в. не достиг уровня Киева. Однако такие города, как Новгород, Смоленск, Псков, Суздаль, Владимир, Ярославль, стали быстро развиваться, застраиваться и заселяться ремесленниками, превращаясь в более или менее крупные города. Одним из новых ремесел, получивших развитие со второй половины XIII в., стало каменностроительное, связанное с возведением церквей и монастырей. Особенно быстро развивается этот вид ремесла с началом строительства каменных стен вокруг кремля различных крупных городов.
Развиваются также стекольный, иконописный промыслы. В XIII—XIV вв. приобретают широкое распространение обработка металла, изготовление оружия, кольчуг, панцирей, сетки, домашней утвари, сельскохозяйственных орудий. Появляются первые артиллерийские орудия. Налаживаются чеканка монет, производство бумаги, возникают мастерские по книгоизданию. Большим спросом пользовались изделия гончаров, кожевенников, плотников, древоделов, бондарей, ткачей, шапочников и др.
Во второй половине XIV в. в связи с возросшими военными потребностями начался подъем ремесленного производства, особенно металлообработки. Также началось развитие в строительном, ювелирном деле. В Москве, Пскове и других крупных городах насчитывалось до 60—70 ремесленных профессий. Высоким мастерством отличались московские ремесленники — бронники, кузнецы, ювелиры. В Москве трудились не только свободные ремесленники, но и казенные. В целях расширения ремесленного производства московские власти привлекали квалифицированных ремесленников из других городов, например, Пскова, Новгорода, Ярославля, Владимира. Формировались промысловые районы: Тула, Устюжна Железопольская.
Присуждение Нобелевской премии
Однако вскоре фортуна улыбнулась Ивану Петровичу. 23 апреля 1890 г. он был избран на должность профессора фармакологии в Томском, а вслед за этим и в Варшавском университетах. Но Иван Петрович не переехал ни в Томск, ни в Варшаву, так как 24 апреля 1890 г. его избрали профессором фармакологии в самой Военно ...
Английская буржуазия и низшие слои населения
В начале XVII в. английская буржуазия по своему составу была очень неоднородна. Так, например, ее верхний слой состоял из нескольких сот наиболее денежных представителей лондонского Сити и провинции. Это были люди, которые пожинали плоды тюдоровской политики покровительства отечественной промышленности и то ...
Традиционное общественное сознание в «Османской
Сирии» к началу XIX в.
При сравнительной этнической однородности сирийское общество, по сути дела, являлось поликонфессиональным. Существование многочисленных христианских общин наряду с общинами друзов, шиитов и алавитов в сравнительно мирном соседстве с представителями мусульманского суннитского большинства, а также значительны ...
