История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Вечная проблема в новом контексте
Страница 2

Россия и русские в мировой истории » Вечная проблема в новом контексте

Впечатляет обилие в книге фактологического материала, приведенных высказываний самых различных политиков, мыслителей настоящего и прошлого, при оригинальной трактовке их позиций, во многом отличной от общепринятой в либеральной или патриотической политологии и печати. Но привлекательно в данной работе и то, что практически каждый ее раздел, являясь кирпичиком в здании стройной мировоззренческой концепции, представляет собой почти самостоятельное исследование на темы, которые каждая в отдельности заслуживали бы детального изучения, давая при этом большой простор для самостоятельного размышления с использованием предлагаемого автором метода, дабы вновь утвердится в его правильности.

Чтобы исполнить в наступившем веке свое призвание, чтобы сохранить самобытные черты великого народа, русским предстоит восстановить духовно-историческую преемственность нынешнего поколения с тысячелетней Россией. Этим аккордом Нарочницкая и завершает свою книгу [Там же].

Нужно, однако, помнить, что данное сочинение не только историческое, но, прежде всего, историософское, в русле знаменитых трудов начала XX века[2], и, как всякая философия, не может быть понято однозначно, нуждается в комментариях. Благо, здесь нам помогает сам автор, весьма охотно объясняющий и разъясняющий в различных СМИ свою мировоззренческую позицию. Так в одной из своих ранних статей Нарочницкая пишет:

«Путь русского народа в мировой истории удивительно отражает судьбу человека и человечества в православном нравственном поиске: сначала обретение истины и смысла исторической жизни, отступление от нее - падение, саморазрушение, - затем осознание грехопадения и поиск спасения. Редкий народ христианского мира демонстрирует с такой поразительной наглядностью библейские пророчества и христианское толкование истории. Может быть, русские как нация все еще обладают соборной личностью - душой народа, сохраняющейся в его взлетах и поражениях, в его поисках и заблуждениях. Не это ли позволяет говорить о мессианизме русской идеи? Не это ли придает историософский смысл российскому великодержавию, способному удерживать мир от энтропии, от смешения Добра и Зла, от теплохладности . Но именно поэтому все силы мирового зла брошены на то, чтобы Россия и русские никогда не восстановили себя как историческое явление» [6].

Страницы: 1 2 

Политическая карьера Бисмарка
Когда речь идет о Бисмарке, без обращения к фамильным «истокам» не обойтись. Этот человек, вошедший в историю как «олицетворение класса прусских землевладельцев-юнкеров»[14,с.8], был на самом деле всеми своими корнями тесновато связан с почвой, питавшей его класс. Имеет значение упомянуть, прежде всего, о ...

События февраля 1917 г
Ко второй половине февраля 1917 г. снабжение столицы продовольствием значительно ухудшилось. По улицам Петрограда (так с 1914 г. стал называться Санкт-Петербург) потянулись «хвосты» — очереди за хлебом. Обстановка в городе накалялась. 18 февраля забастовал крупнейший Путиловский завод; его поддержали другие ...

Война и политика в письмах Императрицы Александры Федоровны к Николаю II (1914-1915)
История переписки императора Николая II с императрицей Александрой Федоровной рассматривалась в недавно опубликованной статье Б.Ф.Додонова, О.Н.Копылова и С.В.Мироненко. Указывалось, что дневники и письма Николая II и членов его семьи появились в центральных газетах уже в начале августа 1918 г. Для разборки ...