История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Германская империя как организованный проект
Страница 1

Образование Германской империи открыло новую страницу в истории международных и дипломатических отношений Европы. Основная цель, к которой в течение многих лет стремился Бисмарк, была достигнута. Воссоединенная Германия превратилась в могучую державу, призванную играть большую роль на международной арене.

Провозглашение империи было назначено на 18 января 1871 года. День этот выбрали потому, что 18 января 1701 года бранденбургский курфюрст объявил себя прусским королем. (См. Приложение 2)

Церемония состоялась в Зеркальном зале королевского дворца в Версале, на территории побежденной Франции, и это выглядело как недостойное и безвкусное унижение для французов, отнюдь не украшавшее новое германское государство. [14,с.261] Акт в такой форме был ничем иным как подтверждением полноты своей власти.

Так или иначе, прусский король Вильгельм I был провозглашен наследственным императором. В марте 1871 года открылся первый имперский рейхстаг и состоялись выборы. 16 апреля 1871г. он принял конституцию, которая определяла государственное устройство Германской империи.

Следует отметить тот факт, что имперская конституция была составлена так, что закрепила в воссоединенной Германии гегемонию прусской монархии. В составе Германской империи остались 22 монархии со своими королевскими и княжескими династиями, потерявшими былую самостоятельность, и три вольных города: Любек, Бремен, Гамбург. Захваченные у Франции Эльзас и Лотарингия были включены в Германию как особая «имперская провинция», управляемая назначенным из центра чиновником.

Основной закон государства сохранил принципиальные положения конституции Северогерманского союза. Изменения были незначительны. Главное из них состояло в том, что прусский король признавался главой империи не как председатель федерации, а в качестве наследного монарха – германского императора. Император открывал и закрывал сессии палат, вносил законопроекты, обнародовал имперские законы, контролировал их исполнение; он назначал и увольнял должностных лиц, включая имперского канцлера; представлял империю в международно-правовом общении, заключал союзные и другие договоры с иностранными государствами – с согласия Союзного совета объявлял войну, кроме случаев нападения на империю. Императору принадлежало верховное командование армией и флотом, на него возлагалась ответственность за укомплектованность, размещение и обучение воинских подразделений, от императора зависело перемещение по службе и назначение командиров воинских соединений и офицеров генеральского звания или на генеральские должности. [13,с.252-253]

Как мы видим, объем прерогатив императора делал его власть почти неограниченной.

Имперский канцлер возглавлял весь административный аппарат, являлся главой прусского правительства, председателем верхней палаты парламента. Канцлер также имел огромные полномочия. Без подписи канцлера были недействительны указы и акты императора. Канцлер не нес ответственности перед парламентом и не уходил в отставку в случае разногласий с Рейхстагом.

Законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту. Обе палаты (нижняя – Рейхстаг, верхняя – Союзный совет (Бундесрат)) лишь формально имели равные законодательные права.

Рейхстаг должен был олицетворять собой народное представительство объединенной Германии и стоять выше частных интересов отдельных государств. Но на самом деле он не выражал интересов народа. Хотя конституция предоставляла рейхстагу право законодательной инициативы, оно нивелировалось правом Союзного совета и императора накладывать вето на решения рейхстага.

Рейхстаг избирался первоначально на 3 года, а с 1888г. – на 5 лет. Избирательным правом были наделены только мужчины, достигшие 25-летнего возраста, кроме военнослужащих, а также лиц, находившихся под опекой или получавших пособие по бедности. Женщины избирательных прав не имели. Конституция установила равные, прямые и тайные выборы. На практике избирательные округа обеспечивали перевес Пруссии, которой принадлежало 248 из 397 депутатских мест. Депутаты Рейхстага не получали жалованья или иного вознаграждения – это препятствовало демократизации депутатского корпуса.

Бундесрат не избирался, а составлялся из представителей государств, вошедших в империю. Из 58 мест (позднее 61), которые имелись в нем, 17 принадлежало Пруссии, 6 – Баварии, по 4 – Саксонии и Вюртембергу, по 1 – 3 – остальным государствам. Но все голоса от каждого государства подавались только совместно. Союзный совет по своим функциям фактически являлся представительным органом правительств отдельных германских государств, а не их народов. Союзный совет имел право издавать постановления относительно административного управления, дополнявшие законы ордонансы, выполнять обязанности государственного контроля. Совет избирал имперских судей, разрешал конфликты между входившими в империю государствами, а также споры по поводу толкования законов.[14,с.254]

Страницы: 1 2 3

Последствия Первой мировой войны для Японии.
Объявляя в августе 1914 г. войну Германии, Японская империя строила планы расширения зоны своего влияния в Китае и на Дальнем Востоке, а также получения немецких владений в зоне Тихого океана. На втором году войны Япония предъявила Китаю «21 требование», удовлетворение которых фактически превратило бы эту ...

Подъем борьбы трудящихся и народных масс
С 1917г. в Латинской Америке происходит подъем рабочего движения. Причины его коренились в тяжелых условиях труда и жизни латиноамериканских трудящихся. Народные массы подвергались эксплуатации со стороны иностранных компаний, а также собственных предпринимателей и крупных землевладельцев. Произвол капитали ...

Платон Афийский
Великий мыслитель, основатель Академии – философской школы, Платон Афийский родился в 427 г. до н. э. и дожил до 347г. до н. э. Основанная им философская школа просуществовала почти 1000 лет – до 529г. н. э. Платон занимался вопросами сотворения Мира. На вопрос, каким образом мог появиться гармонично устрое ...