История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Основные формы государственного управления. Сенат
Страница 1

Римская община искони слагалась из трех основных органов: народа как суверенного распорядителя судьбами государства, магистратов как носителей народной воли и как носителя народного разума, хранителя государственных традиций. Вся история римской конституции есть история постепенного развития этих трех основных органов. «Абсолютное владычество магистратуры сначала в лице царя, затем в лице консулов постепенно смягчается и переходит в олигархию, затем в умеренную аристократию, представителем которой является; сенат».

С появлением во главе государства вместо одного пожизненного царя двух срочных консулов, положение сената, в сущности, не меняется; разница только в том, что пополняют теперь сенат не цари, а консулы. Вероятно, уже в самом начале этого периода происходит, однако, крупная реформа в составе сената: наряду с представителями патрицийских родов в нем появляются плебеи. Это вызывает двойственность в составе сената, обуславливающую ход его дальнейшего развития. В силу религиозного консерватизма Рима плебеи могли принимать участие только в одной из функций сената в его действиях как совещательного органа; другая сторона деятельности, требующая принадлежности к патрицийству, которое одно только могло сноситься с богами общины, была закрыта для неполноправных в религиозном отношении плебеев. Даже совещательная роль ух ограничена правом голосования без права предложения.

Уничтожилось фактически и постоянное, определенное число сенаторов. Закончилось развитие тем, что в сенат вошли все бывшие магистраты до квесторов включительно, и количество сенаторов при Сулле3 было увеличено до 600. Отпало требование предельного возраста, и установился известный имущественный ценз не ниже 400000 сестерций. Сенат, не имел права инициативы; как и народное собрание, он не мог заседать, когда ему угодно, обсуждать, что ему угодно. Он мог действовать только тогда, когда его созывал магистрат, и обсуждать только то, что ставилось на обсуждение председателем.

Фактически, однако, сенат мог влиять на магистрат и выходить за пределы его предложений. Определенных дней для заседаний у сената не было, не было и определенного для них места. Специально для заседаний назначено было особое здание – курия, но сенат мог собираться и собирался и в других освященных закрытых помещениях, например во многих храмах внутри городской черты и вне её. Решение сената, не связывало магистрата юридически, но фактически он должен был ему следовать.

Развивалась совещательная компетенция сената, в силу которой им обсуждалось и решалось всякое государственное дело. В этом направлении наблюдается следующее: во-первых, народ фактически находился под опекой у сената, поскольку под такой опекой состояли магистраты; во-вторых, магистрат всецело находился в зависимости от сената.

«Внешние формы, выработанные сенатом для своих действий, сохранились, в общем, и при принципате, но значительно изменились состав и компетенция сената»5.

Во время перехода от республики к принципату сенат значительно возрос в своём составе. Август в два приёма (29-й и 18-й гг. до н.э.) свёл число сенаторов до нормального, т.е. до шестисот человек, и впоследствии он несколько раз пересматривал списки сенаторов.

В состав сената, как и прежде, вступали все бывшие магистраты. Установился минимальный возраст для поступления в сенат (не ранее 25 лет). «Влияние императора на состав сената ограничивалось его правом рекомендовать кандидатов в магистраты и принимать в состав сената желательных ему лиц»6. Наконец, он же следил за тем, чтобы сенатор имел установленный ценз в один миллион сестерций.

Страницы: 1 2

Социальная политика Хрущева. Экономическое развитие СССР в годы «оттепели».  Промышленность
Период «оттепели» стал временем наиболее заметного подъема в советской экономике, который достигался как за счет трудового энтузиазма широких масс, так и в результате реформирования хозяйственного механизма. По сравнению с пятой пятилеткой возросли темпы капитального строительства: если в 1951–1958 гг. – в ...

 Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула в 1721г. Создание  Сената, замена приказов коллегиями. Губернская реформа.
Петр подверг коренной перестройке все здание государственного управления, администрации. На смену Боярской думе с 1699г. пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя. Он называл их “конзилией министров”, которая явилась предшественницей Сената, учрежденного в 1711 г. Сенат имел власть судебную, а ...

Император Павел-реформатор или самодур.Внешнеполитическая деятельность России в годы правления Павла Первого
Павла I обвиняют в том, что его внешняя политика была также противоречива и непоследовательна, как и внутренняя. Причину "непоследовательности" и противоречивости внешней политики Павла объясняют той же причиной, что и его поведение — неуравновешенностью его характера. Это ошибочное заключение. П ...