История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Трудности и проблемы колхозного движения в СССР. Последствия насильственной коллективизации в СССР.

Материалы » Темпы развития плановой экономики СССР на основе выполнения довоенных пятилетних планов » Трудности и проблемы колхозного движения в СССР. Последствия насильственной коллективизации в СССР.

Крестьянский протест против насилия выражался в массовых выступлениях, забое скота, уничтожении инвентаря. Разрушались производительные силы сельского хозяйства, нарушалась агрикультура, утрачивался производственный опыт, снижалось качество сельхозработ. В это же время ужесточился налоговый пресс на единоличников.

Колхозы превратились в специфический механизм для присвоения государством результатов труда крестьян. Колхозы были лишены возможности покупать машины, создавать собственную индустриальную базу. Оплата труда носила не прямую форму денежных и натуральных расчетов, а весьма опосредованную, которую называли трудоднем. Конкретный труд оторвался от его конечных результатов. На рубеже 30-40 гг. окончательно сформировалась командно-административная система в аграрном секторе.

В годы сплошной коллективизации сильно пострадало животноводство. Численность лошадей в стране уменьшилась более, чем в 2 раза, коров – на 45%, овец и коз – в 3 раза. Валовая продукция сельского хозяйства в 1936-1940 гг. оставалась на уровне 1924-1928гг., а средняя урожайность снизилась. На прежнем уровне осталось производство яиц и других продуктов. На восстановление поголовья крупного рогатого скота потребовалось более 30 лет. Одной из причин значительного сокращения производства молока и мяса был массовый забой скота в крестьянских хозяйствах, вызванный указанием о его обобществлении.

Отказ от принципов добровольности при проведении сплошной коллективизации не имел достаточных экономических мотивов, а напротив, привел к ощутимым экономическим потерям, ослабив сельское хозяйство.

По ряду показателей колхозы значительно отставали от соответствующих показателей личных подворных хозяйств крестьян. Например, в 1940 г. удельный вес колхозов и совхозов в производстве мяса составлял 28%, молока – 23%, яиц – 6%, картофеля – 35%, овощей – 52% и т.д., хотя в пользовании общественных хозяйств находилось 99,1% всей посевной площади.

В результате насильственной коллективизации сельское хозяйство лишилось миллионов работников, знающих свое дело. В 1930-1932гг. деревню покинули 9,5 млн. человек. Из-за нехватки рабочей силы имелись случаи ликвидации колхозов. В декабре 1932г. была введена паспортная система, которая привязала крестьян к постоянному месту жительства. Сельским жителям паспорта не выдавались, поэтому они не могли покинуть колхоз и переехать в город.

Проведением коллективизации под лозунгом «ликвидация кулачества как класса», по сути, была объявлена война крестьянскому хозяйству. Миллионы трудолюбивых, умелых, преданных своей земле людей были репрессированы. В ходе «раскрестьянивания» были нарушены вековые нравственные и психологические устои крестьян. Подмена экономических отношений принудительным механизмом породила равнодушие к сельскому труду, спад трудовой активности и дисциплины.

Созданные колхозы были лишены права распоряжаться своими производственными фондами, денежными средствами, стеснены в выборе каналов реализации своей продукции, задавлены высоким уровнем обязательных государственных поставок.

Альтернативой «сплошной коллективизации» в то время могло бы стать продолжение курса на добровольное кооперирование с использованием индивидуально-семейных форм организации труда, арендного подряда и других форм.

Шейх Дагир аль-Умар и русско-турецкая война 1768-1774 гг.
Шейх Дагир аль-Умар (1690—1775) из рода Абу Зейдан был типичным сирийским аяном — крупным землевладельцем, представителем местной традиционной клановой знати области Галилея (северные районы Палестины). До конца своей жизни он официально считался всего лишь мультазимом. Однако «галилейскому шейху» удалось т ...

Проблема периодизации развития современной цивилизации.
Понятие “цивилизация” первоначально появилось во французском языке в середине 18 в. в русле теории прогресса употреблялось только в единственном числе. В частности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, ...

Баи Буре
Упорную борьбу против европейских захватчиков вели и малые народы Африканского континента. Примером может служить борьба одной из народностей Сьерра-Леоне. Попытки англичан завоевать внутренние области своей колонии долгое время оказывались тщетными из-за сильного сопротивления живших там племен. Своего апо ...