История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Псков и Новгород - боярские республики
Страница 1

Материалы » Города-республики средневековой Руси » Псков и Новгород - боярские республики

В XI-XII вв., усиление местного купечества, боярства и духовенства, удалённость от Киева и начавшиеся во второй четверти XII в. процессы феодального дробления привели к утверждению в Новгородской земле независимой республики. В борьбе за неё вырос и укрепился самобытный вечевой строй. Жители Новгорода выступили как сплочённая и самоуправляемая организация, с которой впредь должны были считаться киевские наместники. В борьбе за суверенитет формировались и крепли институты будущей республики. С введением выборности епископа (в 1156г.) и тысяцкого (в 1180-х) завершилось создание независимой республики. Была выстроена система управления, в основу которой лёг принцип волеизъявления новгородской общины. Его действие распространилось на все властные институты; выбирались самые различные должностные лица – от сотских, уличных и кончанских старост до князей, епископов и архиепископов, архимандритов, посадников и тысяцких.[1, с. 231]

По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде сложился своеобразный республиканский (феодальный) строй. Развитие ремесел и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях (что объяснялось выходом к морям), потребовало создания более демократичного государственного строя. Основой для такой политической системы стал довольно широкий средний класс новгородского общества: житьи люди занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с заграницей.

Территория Новгородской земли делилась на волости и пятины, управление которых строилось на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода. Центром самоуправления пятины был пригород. Когда-то таким пригородом был Псков, в ходе упорной борьбы выросший в самостоятельном политическом центре, вокруг которого сложилось Псковское государство. Политическая и государственная организация Пскова повторяли Новгород: вечевая система, выборный князь, но вместо тысяцкого – два степенных посадника.

В Пскове существовало шесть концов, двенадцать пригородов. Административное деление производилось на округа (губы), волости, сёла.[3, с. 46]

Эти государственные образования сложились на Северо-западе Руси. Для Псковской и Новгородской боярских республик характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и феодальный вес новгородского (псковского) боярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промысловой деятельности.

Большой спецификой на фоне большинства княжеств Северо-Восточной Руси, подвергшихся сокрушительному военному нашествию и разрушению татаро–монголами, отличалось социально–экономическое развитие Новгорода и Пскова.

Эти города–республики сохранили свои древние вольности, вечевое управление и тесные связи с Северной и Западной Европой. Новгород вошел в экономический Ганзейский союз торговых городов Северной Европы, став его восточным форпостом и одним из богатейших участников. Хотя этим городам также приходилось платить дань татарам, это не восприпятствовало их экономическому развитию. Именно в XIV—XV вв. экономика Новгорода и Пскова достигла своего наивысшего расцвета.

Страницы: 1 2 3

Описание и определение понятий гуманизм и ренессанс
Вообще нет единого мнения о том, как точно определить термин гуманизм. Одни исследователи подчёркивают более секулярный характер этого движения, и говорят о гуманизме как о "…мировоззрении, которое отрицает существование или значение Бога, или которое представляет чисто мирские взгляды…"[1], други ...

Римская литература. Наука. Ее прикладной характер
Неоплатонизм – идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. В своей философии он выделяет три основополагающие субстанции ...

Создание и развитие системы образовательных учреждений
Основой созданного Ведомства учреждения Императрицы Марии Федоровны явилась система женского образования. Приняв на себя руководство делом общественного призрения, императрица Мария Федоровна решила не ограничивать своей общественной деятельности управлением созданных еще при Екатерине детских воспитательн ...