История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

 Предпосылки к созданию рыцарства.

В различных исследованиях военного дела средневековья по-разному определяются факторы, которые послужили основой для создания рыцарства как военной единицы и как образа жизни. Тем не менее мы можем с полной уверенностью говорить, что рыцарь – это не конный вооруженный воин, имеющий меч и металлические доспехи, а намного более широкое понятие. Оно (рыцарство) не напрямую сложилось из вооружения, а состоит из геральдики, культа прекрасной дамы и куртуазной этики. Мы можем проследить влияние оружия на создание рыцарства: создание и выделение конного войска, культ прямого клинкового оружия, традиция украшения оружия и доспехов, постоянные войны христианской Европы с иноверцами на Востоке (арабы и турки) и на Севере (скандинавы) – все это и сложило составляющие рыцарства, перечисленные выше.

Как отмечалось выше, превращение конного войска в основную ударную единицу, к XI веку создало устойчивое мнение о его непобедимости и исключительности. К этому времени человек не коне уже имеет достаточно совершенный доспех, его вооружение существенно выделяется от пехотинца. И, главное, он является лично свободным.

Культ меча, сложившийся еще в древнегерманское время, и получивший сильную подпитку во времена Каролингов, к XI веку становится настолько силен, что человек с мечом существенно выделяется из окружающей действительности, он является чем-то исключительным, он считает себя наследником славных традиций предков. Клинок становится не просто условием принадлежности к свободным людям, не просто символом воина, но частью самого человека. Недаром в «Песне о Роланде» воспевается знаменитый клинок наравне с человеком, ведь попадание оружия в руки врага равносильно пленению воина. Наиболее знаменитые клинки получают имена. В рукояти мечей кладут святые мощи, которым поклоняются идя в бой. Ниже мы хотим перечислить лишь немногие из тех названий и прозвищ мечей, которые получили большое распространение в то время, т.к. эти названия связаны с языческими пережитками о не назывании наиболее «сильных» вещей своими именами из уважения и страха перед ними. Вот они: Беда, Суровый, Повелитель, Прямой, Гибель, Смерть, Блеск росы, Быстрый, Великий, Острый, Полированный, Блестящий, Благородный, Посланец смерти, Вестник гибели, Ветвь, Покорный, Лезвие, Прекрасный, Бодрствующий, Горделивый, Решающий, Нападающий, Послушный, Ровный, Режущий, Кончина, Судьба, Честный, Верный, Начало, Конец, Разящий, Гнев, Плачущий кровью, Рассеивающий горе, Мужественный, Закаленный, Отсекающий, Синий, Цветущий, Возвеличивающий и т.д.

Традиция украшения оружия и доспехов как для красоты так и с ритуально-магическими целями у древних германцев постепенно переросла в геральдику. Доказательством этому служат как геральдические символы, которые были призваны отражать внутреннюю суть владельца, защищать его и повергать врагов. Они пошли от древнего обычая украшения щита сокрально-магическими знаками, т.к. щит являлся первым, и долгое время единственным, элементом доспехов у германцев. Первые гербы носили название «армс» от французского слова «оружие». Первый герб был зарегистрирован в 1127 году, это был герб графа Анжуйского; первая гербовая печать была зарегистрирована в 1136 году. Таким образом мы можем утверждать, что до 1127 года понятия рыцарства, в полном смысле этого слова, неуместно.

Войны Карла Великого с арабами и прочими иноверцами создали ему ореол святого государя, а воинов и сподвижников Карла называли «паладинами». Именно Карл и его сподвижники были идеалами рыцарства на протяжении всей его истории. Во времена Каролингов вела частые войны с «неверными» Византия. Войско Византии было наемное, огромную роль в нем играли представители Западной и Северной Европы. Большинство наемников из Европы были норманнами. Они не только вынесли все передовое для себя в системе вооружения, но и заимствовали у Византии обычай ставить воина на более высокую ступень если он участвовал в войнах с неверными. Кардини считает, что от византийского обычая «освящать» воинов, которые воюют против сарацин, произошло само явление рыцарства, в которое норманны трансформировали византийские обычаи вкупе с традициями Каролингов.

С другой стороны в Западной Европе сложилась обстановка, которая как нельзя лучше способствовала появлению рыцарства как явления. Большое количество военных столкновений с арабами на юге, венграми и славянами на востоке, скандинавами на западе способствовало появлению огромного колическтва вооруженных людей. Но к началу XI века столкновения столкновения с этими народами практически прекратились. Перестав выполнять функции охраны государств Западной Европы от внешних вторжений, эти группы часто занимались проведением локальных военных действий, которые тормозили развитие и функционирование государства. Проще говоря, перестав охранять вследствии отсутствия внешних врагов, бывшие охранники стали врагами внутренними, и занялись разбоем и мародерством. В подобных условиях, опираясь на опыт Византии, церковь призвала эти многочисленные группы к крестовым походам, во время проведения которых и сформировалось окончательно рыцарство в полном понимании этого слова.