История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Борьба русского народа за независимость
Страница 1

Русь не устояла перед полчищами завоевателей. Разрозненные и малочисленные дружины русских князей не смогли остановить их и защитить свою землю. Вся Русская земля лежала поруганная и разоренная. «Когда мы проезжали по Русской земле, - говорит путешественник Плано Карпани , видевший ее через пять лет после татарского погрома, - то видели бесчисленное множество черепов и костей человеческих в степи. Киев был прежде очень велик и многолюден, а ныне в нем едва ли 200 домов»[№ 8, стр. 127]. Люди, оставшиеся в живых, находились в постоянном страхе, чтобы не попасть в руки врагов! Живые завидовали спокойствию мертвых. Опустошительные походы на Северо-Восточную и Южную Русь в 1237-1238 гг. и 1239-1241 гг. заставили русских князей признать верховную ханскую власть, которая, не заменяя власти русских князей, наложилась на нее сверху. Русь более, чем на 250 лет оказалась под монголо-татарским игом. [№ 7, стр.26]

Двумя основными формами зависимости Руси от Орды была выдача ханами золотого ярлыка на великое княжение и уплата Русью дани – ордынского выхода. Золотой ярлык (вытянутая позолоченная пластинка с округлыми краями и дырочкой) [№ 10, стр.137] означал, что его обладатель становится «старейшим» среди русских князей. Все на Руси должны были его слушаться, за неповиновение грозила расправа. А сам князь обязывался во всем повиноваться воле хана.

Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков – руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в непокоренную землю. За последнюю четверть XIII века было организовано 14 подобных походов [№ 6, стр. 57] в русские земли. Поначалу Батый дал золотой ярлык на всю Русь Ярославу Всеволодовичу. После смерти этого князя хан учредил два великих княжения – владимирское и киевское. Но реально наибольшей властью обладал великий князь владимирский. Вокруг ярлыка шла отчаянная борьба, и ханы успешно этим пользовались. Усиливалась раздробленность, междоусобицы, росла злоба князей между собой. Нравы князей и всего русского населения ожесточились. Пренебрежение к человеческой жизни, восточный деспотизм и раболепие перед сильным проникли во все слои русского общества.

«Ордынский выход» равнялся примерно десятой части доходов в Руси. [№ 10, стр.138] Его взимали с каждого хозяйства ханские сборщики – баскаки. От выплаты дани было освобождено только православное духовенство. Сбор ордынского выхода сопровождался насилиями и произволом, часто с заплативших требовали дань вторично, неплательщиков обращали в рабов. Население страдало, а разоренное хозяйство не могло подняться.

В 1257 году [№ 6, стр.58] монголо-татары предприняли перепись населения – «запись в число». Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Размер дани - «ордынского выхода» был очень велик. Одина только «царева дань» в пользу хана, которую собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг [№ 6, стр.58] серебра в год. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для «кормления» ханских чиновников и т.д. Всего было 14 видов даней [№ 6, стр.58] в пользу татар. Перепись населения отмечена многочисленными восстаниями русских людей против баскаков, ханских послов, сборщиков дани, переписчиков. Это привело к тому, что сбор дани с конца XIII века был передан в руки русских князей. [№ 6, стр.58]

В первое время монгольской зависимости русское общество, по-видимому, пребывало в глубокой моральной депрессии. При таком состоянии народа именно Церкви принадлежала ведущая роль в укреплении в людях духовных сил.

Русские княжества делали попытки не подчиняться орде. Однако сил свергнуть татаро-монгольское иго было еще недостаточно. Понимая это, наиболее дальновидные русские князья – Даниил Галицкий и Александр Невский - предприняли более гибкую политику по отношению к Орде и хану.

В 1250 году [№ 8, стр.130] прислал хан Батый послов своих к Даниилу Галицкому (1221 – 1264 гг. правления) [№ 7, стр.126] с грозным требованием: «Дай Галич!» [№ 8, стр.130] Понимая, что силы неравны, и сражаясь с ханским войском он обрекает свои земли на полное разграбление, Даниил едет в Орду поклониться Батыю и признать его силу. В итоге Галицкие земли входят в Орду на правах автономий. Они сохраняли свою землю, но были зависимы от хана. Благодаря такой мягкой политике, русская земля была спасена от полного разграбления и уничтожения. В результате этого началось медленное восстановление и подъем экономики русских земель на юге. Много потрудился Даниил. Почти вся южная Русь была в его власти. Галицкий сумел не только загладить ужасные следы татарского погрома, но и привести свою землю в цветущее состояние, украсить ее богатыми городами, великолепными зданиями, усилить промышленность и торговлю. Но не исполнилась заветная мечта Галицкого: не смог он освободить свою землю от татарского владычества. В 1264 [№ 8, стр.130-131] году умер Даниил. Галицкая Русь распалась на части и попала под власть чужеземцев.

Страницы: 1 2 3 4

Другие подходы к проблеме
Кроме концепции Л.Н.Гумилёва, существует ещё одна “оригинальная” концепция Носовского Г.В. и Фоменко А.Т., которая совершенно не совпадает с традиционной историей. Суть её состоит в том, что по их мнению Орда и Русь – это практически одно и тоже государство. Они считали, что Орда являлась не иностранным обр ...

Карлукский каганат (756-940 гг.) Состав Карлукского каганата и его территория.
Сведения о карлуках, входивших в состав племён тиреков, встречаются в письменных памятниках V века н.э. О карлуках писалось и в китайских летописях, в них говорилось, что главное племя – булак – населяет подножия Алтайских гор. Сведения о единстве родственных корней карлуков с тюрками встречаются в арабо-пе ...

Трансформация традиционного уклада в Иордании
Иорданское общество переживает в настоящее время процесс трансформации от традиционного уклада к современному. Одной из особенностей данного этапа является то, что общество одновременно несет в себе черты обоих укладов. По мнению специалистов, подобная ситуация помимо позитива имеет и такие негативные сторо ...