История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

В.И. Срезневский как учёный хранитель Рукописного отделения.

2 октября 1899 года на Общем собрании Библиотеки был выдвинут план создания Рукописного отделения как центрального хранилища рукописей Академии наук. В 1900 году в Библиотеке была утверждена должность учёного хранителя рукописей с окладом 1800 рублей, на которую, по представлению директора Библиотеки, Общее собрание избрало Всеволода Измаиловича Срезневского.

Став учёным-хранителем, Срезневский развил сразу же кипучую деятельность. Во-первых, он продолжал составлять свои шкафные описи. Эта работа привела к открытию важнейших документов и рукописей. Например, вскрыв 2 ящика, находящиеся в рукописном собрании с давних времён, Срезневский обнаружил в них столбцы времён Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, а также Меньшиковские бумаги. Последние были настолько важны, что Академия приостановила печатание первого тома бумаг Меньшикова. Во-вторых, Срезневский сразу же приступил к описанию рукописей. План Срезневского включал: 1)описание вновь приобретённых рукописей («Сведения»); 2)описание всего ранее накопленного фонда («Охранная опись»). В «Охранной описи» предполагалось посвятить каждой рукописи отдельный подробный обзор и указать все данные о ней: время, содержание, палеографические особенности, особенности языка, библиографические сведения и т.д. Однако составление «Охранной описи», начатое Срезневским с описания книг церковных, далее первого выпуска не пошло. Вести 2 издания Срезневскому оказалось не под силу. Описание новых материалов, увеличившихся значительно благодаря деятельности самого Срезневского, занимало в ближайшие годы его время.

Образование и просвещение
В первой четверти XVIII в. в России происходило расширение сети учебных заведений. В 1701 г. начали свою работу Навигацкая и Артиллерийская школы; в 1707 г. — Медицинское училище; в 1712 г. — Инженерная школа; в 1714 г. — цифирные школы в губерниях (к концу первой четверти ХVIII в. таких школ было открыто 4 ...

Освобождение Орла
Ранним утром 5 августа 1943 года части Красной Армии навсегда освободили Орел от гитлеровских захватчиков. 283-я стрелковая дивизия вышла на северо-западную окраину города в район Веселой слободы. 308-я стрелковая дивизия, форсировав Оку у д. Нижнее Щекотихино, вышла на северную окраину в район Монастырки и ...

Захват "арендных территорий". Раздел Китая на сферы влияния
Японо-китайокая война была началом нового общего наступления колонизаторов на Китай. "Япония . — указывал В. И. Ленин, — попробовала пробить брешь в китайской стене, открывая такой лакомый кусок, который сразу ухватили зубами капиталисты Англии, Германии, Франции, России и даже Италии" *. Наряду ...