История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Характеристика описаний рукописей Срезневского.

Активную деятельность по приобретению рукописей Срезневский сочетал с планомерным их научным описанием. Поступления каждого года описывались в соответствующем выпуске «Сведений», которых вышло четыре: I – поступления 1900 – 1901 годов; II – 1902 года; III – 1903 года, IV – 1904 года. Особое издание посвятил Срезневский описанию рукописей, собранных им в 1903 и 1905 годах в Олонецком крае. Оно вышло в 1913 году.

Описания Срезневского отличаются тщательностью и методической выдержанностью. Рукописи описываются подробно, с указанием всех статей, в том числе и самых мелких, с замечаниями о графике, правописании и языке, с указанием имеющихся в рукописи заставок, миниатюр и других украшений. Во многих случаях указаны водяные знаки, важные для датировки рукописи. Приводятся записи писцов и владельцев рукописи, причём о лицах и географических наименованиях, упомянутых в записях, по возможности даются справки. В отношении литературных памятников указывается редакция их и индивидуальные отличия данного списка.

Методика описаний, выработанная Срезневским, была проведена в дальнейшем с некоторыми изменениями в сторону упрощения (о рукописи сообщалось меньше данных) и при так называемом систематическом описании, которое было начато им в 1907 году. По плану, составленному Срезневским, описание всего собрания рукописей Библиотеки Академии Наук делилось на систематические разделы. В первые пять должны были войти рукописи церковного характера, в VI – рукописи исторические, VII – литературные, VIII – материалы по языкознанию, IX – юридические, X – географические, XI – по естественным и точным наукам. В 1910 и 1915 гг. вышли из печати первые два тома «Описаний Рукописного отделения».

Описания Срезневского были отмечены учёными, как выдающееся явление своего времени. Отделение русского языка и словесности ежегодно отпускало Срезневскому определённые суммы на описание рукописей. Регулярный выход печатных описаний и годовых отчётов Рукописного отделения поднимал авторитет академического хранилища и среди широкой общественности. Об этом свидетельствует поток пожертвований архивов, коллекций и отдельных документов от частных лиц и общественных организаций. Срезневский особенно стремился обогатить академическое собрание новыми материалами по истории общественного и литературного движения России. В результате в рукописном собрании оказались не только автографы знаменитых писателей, но и декабристские архивы и даже архивы большевистских партийных организаций. Некоторые группы материалов отличались особой полнотой. Так, материалы собрания по Толстому были настолько значительны, что в 1911 – 1912 гг. возможно было создать в Петербурге специальный Толстовский музей, который в 1917 г. стал частью Рукописного отделения и которым Срезневский заведовал до 1929 г. Работа над рукописями Толстого (описание и издание их) была важной темой научных занятии до смерти Срезневского.

Первые организации дворянских революционеров.
Первое тайное общество будущих декабристов образовалось в обстановке национально-патриотического подъема, появления либерально-оппозиционных идей вскоре после возвращения русских войск из освободительных заграничных походов. В момент создания (февраль 1816г) это общество называлось Союз спасения, а с 1817г ...

Могольская Индия в ХVI и начале ХVIII вв. Внутренняя и внешняя политика Индии в первой половине ХVII в.
Джахангир (Джихангир) - (1605 – 1627 гг.) Воцарение Джахангира в начале XVII в. было отмечено некоторым отходом от политики веротерпимости, провозглашенной Акбаром. Это вызвало недовольство большинства джагирдаров-индусов и части мусульман. Вскоре старший сын Джахангира —Хусру бежал в Пенджаб и поднял там ...

Образование и просвещение
Вторая полвина XVIII в. характеризуется ростом престижа образования при дворе, в высшем обществе и в более широких кругах. В особенности ярко эта тенденция проявилась в годы правления Екатерины II (1762 — 1796 гг.), разделявшей идеи Просвещения, главная из которых состоит в том, что образование — важнейшее ...