История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Характеристика описаний рукописей Срезневского.

Активную деятельность по приобретению рукописей Срезневский сочетал с планомерным их научным описанием. Поступления каждого года описывались в соответствующем выпуске «Сведений», которых вышло четыре: I – поступления 1900 – 1901 годов; II – 1902 года; III – 1903 года, IV – 1904 года. Особое издание посвятил Срезневский описанию рукописей, собранных им в 1903 и 1905 годах в Олонецком крае. Оно вышло в 1913 году.

Описания Срезневского отличаются тщательностью и методической выдержанностью. Рукописи описываются подробно, с указанием всех статей, в том числе и самых мелких, с замечаниями о графике, правописании и языке, с указанием имеющихся в рукописи заставок, миниатюр и других украшений. Во многих случаях указаны водяные знаки, важные для датировки рукописи. Приводятся записи писцов и владельцев рукописи, причём о лицах и географических наименованиях, упомянутых в записях, по возможности даются справки. В отношении литературных памятников указывается редакция их и индивидуальные отличия данного списка.

Методика описаний, выработанная Срезневским, была проведена в дальнейшем с некоторыми изменениями в сторону упрощения (о рукописи сообщалось меньше данных) и при так называемом систематическом описании, которое было начато им в 1907 году. По плану, составленному Срезневским, описание всего собрания рукописей Библиотеки Академии Наук делилось на систематические разделы. В первые пять должны были войти рукописи церковного характера, в VI – рукописи исторические, VII – литературные, VIII – материалы по языкознанию, IX – юридические, X – географические, XI – по естественным и точным наукам. В 1910 и 1915 гг. вышли из печати первые два тома «Описаний Рукописного отделения».

Описания Срезневского были отмечены учёными, как выдающееся явление своего времени. Отделение русского языка и словесности ежегодно отпускало Срезневскому определённые суммы на описание рукописей. Регулярный выход печатных описаний и годовых отчётов Рукописного отделения поднимал авторитет академического хранилища и среди широкой общественности. Об этом свидетельствует поток пожертвований архивов, коллекций и отдельных документов от частных лиц и общественных организаций. Срезневский особенно стремился обогатить академическое собрание новыми материалами по истории общественного и литературного движения России. В результате в рукописном собрании оказались не только автографы знаменитых писателей, но и декабристские архивы и даже архивы большевистских партийных организаций. Некоторые группы материалов отличались особой полнотой. Так, материалы собрания по Толстому были настолько значительны, что в 1911 – 1912 гг. возможно было создать в Петербурге специальный Толстовский музей, который в 1917 г. стал частью Рукописного отделения и которым Срезневский заведовал до 1929 г. Работа над рукописями Толстого (описание и издание их) была важной темой научных занятии до смерти Срезневского.

Собрание революционных изданий  Срезневского.
Наряду с рукописными материалами Срезневский собирал в фонд Рукописного отделения и печатные материалы, относящиеся к истории революционно-освободительного движения в России. Запрещённая литература поступала в Библиотеку и ранее. Известно, что она хранилась в общем фонде на особом положении, но позже была п ...

Функции, компетенция и взаимодействие с другими органами власти
С момента создания Сенат занимался вопросами законодательства, комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы. Также Сенат являлся и органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом, для этого были введены должности "фискалов", которые доносили (то есть ...

Изменения в общественном и государственном строе после февральской революции 1917 года. Становление двоевластия
26 марта царь приостановил сессию Государственной думы, но депутаты по примеру французских революционеров 1789 г. решили продолжить дебаты. Перед ними встал вопрос: как реагировать на приближение восставших к Таврическому дворцу, где проходило заседание? Некоторые, соглашаясь с Милюковым, считали, что будет ...