История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Искусственные или естественные соперники?
Страница 2

Однако кто мог догадываться об этом в те далекие годы? Трудности в сельском хозяйстве и промышленности, острый дефицит товаров ширпотреба и сельхозпродукции и многое другое буквально кричали о том, что сталинское руководство вот-вот приведет страну к полному краху. Остается только удивляться, что оппозиционеров было сравнительно немного, можно сказать меньшинство партийцев. Они имели собственные убеждения и, кстати говоря, нередко называли себя истинными ленинцами и искренне верили в это.

Один из ярких примеров такого рода - М.Н. Рютин, который несколько лет убежденно отстаивал сталинскую линию, был непримиримым противником «левой» оппозиции. В работе «Портреты революционеров» Троцкий назвал Рютина «одним из видных деятелей партии, руководившим в столице борьбой с оппозицией, очищающим все углы и закоулки от троцкизма». Но в1928 году Рютин пришел к мысли о необходимости идейной борьбы с линией Сталина. Его сняли с поста секретаря райкома «за примиренческое отношение к правому уклону». Вступавшие на этом пленуме райкома говорили, что он зазнался и перестал признавать авторитет ЦК.

Он составил политическое обращение «Ко всем членам ВКП(б)", в котором призывал к насильственному свержению «Сталина и его клики», которые за последние пять лет отсекли от руководства «все самые лучшие, подлинно большевистские кадры партии», поставив «Советский Союз на край пропасти» .

К открытию январского пленума ЦКВКП(б) в 1933 году Сталину стало ясно, что оппозиция - как «левая», так и «правая» - не разоружилась, многие ее члены сложили оружие только на словах, для маскировки, в целях продолжения - уже на новом этапе - политической борьбы. И даже считавшиеся твердыми сталинцами члены Центрального комитета XVI созыва Голощекин, Леонов, Колотилов и некоторые другие примкнули к ней.

Сталину пришлось спешно укреплять свои позиции. Поэтому среди членов ПК ВКП(б) XVII созыва появились такие его выдвиженцы как Ежов, Берия, Хрущев, а среди кандидатов - Булганин, Мехлис. В руководство Политбюро Сталин выдвинул Кирова.

Рютин кое в чем был полностью солидарен с Троцким, который в том же 1932 году писал в «Бюллетене оппозиции»: «Сталин завел вас в тупик. Нельзя выйти на дорогу иначе, как ликвидировав сталинщину . Надо - убрать Сталина». Практически в одно и то же время Рютин и Троцкий выступили с призывом к свержению - насильственному! - правящей группировки.

Можно, конечно, считать совпадение текстов Рютина и Троцкого - смысловое и хронологическое - чистой случайностью, можно вдобавок толковать слово «убрать» в достаточно невинном смысле «снять с поста». Хотя из контекста работы Рютина и призыва Троцкого вытекает чрезвычайно жесткое отношение к Сталину как преступнику, гонителю ленинизма, предателю дела диктатуры пролетариата. А «убрать» тирана означает - убить.

В августе 1932-го в О ГПУ поступило сообщение: «Группа харьковских активных троцкистов, поддерживавшая связь с московскими троцкистами, обсуждала обращение ко всем членам партии». По-видимому, Рютин вышел на авансцену, тогда как за кулисами стояли троцкисты, а также Зиновьев и Каменев. Главной задачей было объединение оппозиционеров. Создание рютинской организации демонстрирует консолидацию самых разных антисталинских сил в партии и даже тех, кто еще недавно был ортодоксальным сталинцем.

Фронт внутрипартийной борьбы расширялся. Постепенно два основных крыла оппозиции сознательно или невольно объединяли свои усилия в борьбе против сталинской генеральной линии. Шла острая внутрипартийная борьба между сторонниками и противниками Сталина. Среди тех и других были свои герои и подлецы, свои мученики и проходимцы. И эта борьба все более ожесточалась.

Это не была борьба за власть над страной и народом. Это была борьба за страну и народ, за путь дальнейшего развития, за сохранение государства в данный момент - под угрозой новой гражданской войны - и в ближайшем будущем, при постоянной угрозе военного вторжения извне.

Страницы: 1 2 

 Традиционное общественное сознание в «Османской Сирии» к началу XIX в.
При сравнительной этнической однородности сирийское общество, по сути дела, являлось поликонфессиональным. Существование многочисленных христианских общин наряду с общинами друзов, шиитов и алавитов в сравнительно мирном соседстве с представителями мусульманского суннитского большинства, а также значительны ...

Русская женщина в средневековом обществе. Положение женщины в языческой среде
Женщины редко упоминаются в летописных источниках. Например, в «Повести временных лет» сообщений, связанных с представительницами прекрасного пола, в пять раз меньше, чем «мужских». Женщины рассматриваются летописцем преимущественно как предикат мужчины (впрочем, как и дети). Именно поэтому на Руси до замуж ...

Развитие культуры
Сражения и битвы, потери и успехи на ратных полях несомненно, важная, но не единственная сторона жизни общества и государства. Постоянным явлением, наряду с обычной жизнью простого народа , было развитие культуры в средневековой Болгарии. Аккумулировала культурную жизнь Болгарии XIII - XIV вв. ее столица - ...