История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Проявление религиозного фактора в столкновениях между арабами и евреями. Арабо-израильское противостояние на протяжении 1949-1986 годов
Страница 4

Материалы » Исламский фактор в палестинском национально-освободительном движении в XX веке » Проявление религиозного фактора в столкновениях между арабами и евреями. Арабо-израильское противостояние на протяжении 1949-1986 годов

Уже в 1950 г., после первой войны, число арабов, бежавших из той части Палестины, которая вошла в состав Израиля, достигло почти 1 млн. человек. Их разместили в лагерях беженцев и стали содержать за счет ООН. Треть из них обосновалась на Западном берегу, треть - в секторе Газа. После войны 1967 г. к ним прибавилось еще 300 тысяч. По данным на 1966 г. насчитывалось около 1318 тысяч человек, из них 1145 тысяч состояли на довольствии. С декабря 1948 г. по декабрь 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла 20 резолюций по вопросу о палестинских беженцах. Ни одна из них не была практически выполнена.[68] Проблема беженцев и сейчас остается неразрешимой Процесс консолидации палестинских арабов в национальную общность имеет свою объективную основу: компактное проживание на одной территории в течении сотен лет, общий для всех палестинцев диалект арабского литературного языка, единая самобытная культура. В тоже время в жизни арабского палестинского народа большую роль играет субъективный фактор – национально-освободительная борьба, которую вели и ведут палестинцы. Огромную роль в консолидации палестинцев как народа сыграло движение сопротивления израильской политике, лишающей их права на самоопределение.[69] В тоже время активное втягивание многотысячной массы палестинских беженцев в гражданскую войну в 1970 – 80-е гг. в многоконфессиональном Ливане,[70] участие палестинцев-суннитов в ливанских шиитских организациях «Амаль» и «Хезболла», а также объявление джихада (священной войны) Израилю шиитским духовенством Ливана в значительной мере способствовало радикализации палестинцев. Но если 50 – 60-е гг. и первой половине 70-х радикализм палестинцев опирался на национальную и социальную базу, то с конца 70-х исламский фактор стал играть если не доминирующую, то весьма значительную роль в общественно-политической жизни палестинцев как диаспоры, так и оккупированных территорий. Этому способствовали также события в самом Израиле – провокационная попытка поджога неизвестными мусульманской святыни - мечети «Аль-Акса» в Иерусалиме в 1969 году, а в глобальной политике наметился раскол внутри самого арабского мира, где движение мусульманской солидарности противопоставлялось движению арабского единства.[71]Таким образом констатируем, что о значительном усиление религиозного фактора в арабо-израильском противостоянии в указанный период можно говорить лишь начиная с конца 70-х начала 80-х годов. Когда происходят значительные перемены в арабском мире (революция в Иране, гражданская война в Ливане, Кэмп-Дэвидские соглашения) несколько изменяется отношение палестинцев к проблеме арабо-израильских взаимоотношений. Некоторое разочарование определенной части палестинцев создает благодатную почву для усиления общей религиозности населения, как оккупированных территорий, так и многочисленных городков для беженцев за пределами родины.

Страницы: 1 2 3 4 

Распад Могольской державы и начало европейского проникновения
Аурангзеб (1658 г. – 1707 г.). Ауренгзеб (вернее Авренг Сиб, т.е. "краса трона") (1619-1707) - великий могол 1658 - 1707 года; род. 20 октября 1619 года, сын Шах-Джигана; ему было 9 лет, когда его слабый и несчастный отец вступил в правление. Очень рано подстрекаемый честолюбием, он скрывал свои ...

 Османское завоевание Сирии
Территория нынешних Сирии, Ливана, Иордании, Палестины и Израиля исторически представляла собой одну географическую область (или страну), известную в средневековых арабских источниках как Сирия (Сурийя, аш-Шам). Естественными рубежами Сирии служили на севере — южные отроги Таврских гор, на юге — Синайский п ...

Начало еврейской эмиграции в Палестину. Причины усиления сионистской активности в регионе
Де-факто еврейская эмиграция началась в 1872 г., когда близ Яффы на деньги парижского банкира барона Э.Ротшильда была основана выходцами из России первая еврейская сельскохозяйственная колония. Из нее затем вырос город Тель-Авив, ставший впоследствии первой столицей государства Израиль (Рис. 1.3). Первонач ...