Начало восстанияСтраница 2
Почиталин прочел "Указ" — "образец народного красноречия", по словам Пушкина. Он убедил казаков, и они разошлись, чтобы поднять на бунт товарищей.
Яицкие казаки, участники восстания 1772 г., охотно откликнулись на его призыв, пошли за ним, хотя многие знали, что он простой казак. В нем привлекало то, что новоявленный «император» обещал восстановить утерянные ими вольности.
В сентябре 1773 г. Пугачев появился у Бударинского форпоста, в 5 верстах от Яицкого городка. Высланные против него отряды переходят на его сторону. Под его знамёна отовсюду стекались крестьяне, казаки, башкиры, татары, калмыки. 19 сентября у Пугачева уже 400 казаков. Крепости на Яике одна за другой сдаются почти без боя. Казаки и солдаты присягают "царю", офицеры пытаются сопротивляться, и Пугачев их вешает, хотя они виновны лишь в верности присяге.
Войско самозванца, которое непрерывно увеличивалось, разбили на сотни и десятки, приняли присягу, выбрали командиров. Форпосты и крепости чаще всего сдавались без боя, их гарнизоны увеличивали ряды восставших. Пугачев выступает в Илек, штурмом берет Татищеву крепость, захватывает большие запасы амуниции и продовольствия, пушки и казну.
Пугачев подступил к Оренбургу и начал его осаду. 5 октября 2,5 тыс. повстанцев осадили Оренбург. К ним присоединились 2 тыс. башкир во главе с Салаватом Юлаевым. Начались штурмы, вылазки из города, сражения под его стенами. Повстанцы не раз наносили поражения военным отрядам, высылавшимся из города. Однажды во время штурма они ворвались на оренбургский вал.
Лагерь восставших расположился под Оренбургом в Бердской слободе. Здесь Пугачев и его сообщники создают Военную коллегию высший орган власти и управления всеми военными и гражданскими делами.
Пугачевские манифесты, призывы к расправам с дворянами и чиновниками, обещания земли и воли, равенства народов и вер всколыхнули огромные массы людей, русских и нерусских. Откликаясь на пугачевские призывы, многие тысячи людей шли в войско под Оренбург, собирались в отряды, действовавшие в Башкирии и Поволжье, Приуралье и Зауралье.
Власти сначала недооценили опасность мятежа, потом впали в панику. Их "разъяснения" к народу о самозванстве "царя", написанные грамотным, но невразумительным канцелярским языком, не убеждали людей. Войско самозванца одну за другой брало крепости на границе со степью. Офицеры и те, кто не признавал «императора», предавались жестокому истреблению. Район восстания быстро расширялся. Тогда-то власти забили тревогу. Против Пугачева двинулись войска.
Об «оренбургских замешательствах» узнают в Петербурге. Власти собирают полки и направляют их к Оренбургу. Главнокомандующим императрица назначает генерала В. А. Кара. Он шел к осажденному Оренбургу с северо-запада. С востока, от Верхнеозерной крепости, приближался бригадир Корф. Сибирскому коменданту полковнику П. М. Чернышеву приказали взять Татищеву крепость, чтобы не дать Пугачеву возможности к отступлению и бегству. Командующий сибирскими войсками де Колонг стоял у Орска. Пугачев выслал навстречу Кару казаков во главе с атаманами А. А. Ончинниковым и И.Н. Зарубиным-Чикой.
В трехдневном сражении они разгромили войско Кара, часть солдат которого перешла к восставшим. Генерал бежал с поля боя. Через несколько дней то же произошло с отрядом Чернышева. Екатерина I назначает вместо Кара нового главнокомандующего генерал-аншефа А. И. Бибикова, опытного военного инженера и артиллериста. Человек умный и способный, он понимал, что сила Пугачева в поддержке народа («не Пугачев важен, важно всеобщее негодование»).
Русская социал-демократия
С конца 80-х гг. в России появляются марксистские кружки (1883 г. - группа Дмитрия Благоева в Петербурге, 1885 г. - кружок П.В. Точисского "Товарищество санкт-петербургских мастеровых", 1899 г. - группа М.И. Бруснева "Социал-демократическое общество" и кружки Н.Е. Федосеева в Казани).
Э ...
Сословия. Государственный строй
Политическая надстройка Цинской империи призвана была сохранять и защищать феодальные производственные отношения. Этой же цели служило и сословное деление феодального китайского общества.
К высшему сословию, привилегии которого передавались по наследству, принадлежали маньчжуры: родственники императора и и ...
Духовная культура шанцев.
Обращает на себя внимание специфика духовной культуры и мировоззрения шанцев. Традиционное первобытное мифологическое мышление, столь ярко и явственно проявлявшее себя в расписной керамике Яншао, в период господства луншаньско-луншаноидной серии культур, видимо, стало приходить в упадок, о чем можно судить ...