История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Военные реформы

После поражения русских войск под Нарвой в 1700 г. Петром I была проведена военная реформа. Ее сущность состояла в замене дворянского ополчения регулярной армией с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Стрелецкое войско было ликвидировано после мятежа 1698 г. С 1699 г. армия пополнялась за счет рекрутских наборов из зависимых слоев населения. С 1705 по 1874 г. рекрутские наборы являлись основным способом комплектования рядового состава вооруженных сил. Офицерский же корпус формировался за счет дворян, обучавшихся в рядах гвардейских полков (Преображенского, Семеновского) или в специально созданных школах (Навигацкой, фортификационной, артиллерийской и др.) Следует отметить, что отношение дворянства к военной службе изменялось специальными мерами правительства: заменой поместного верстания штатным денежным жалованием (1711 г.); обязательной военной подготовкой дворянства и порядком прохождения военной или штатской службы (указ 1714 г. о не производстве в офицеры дворян, не служивших рядовыми, а также Табель о рангах 1722 г.).

Необходимым новшеством было создание отечественного военно-морского флота, начатое еще зимой 1696 года строительством судов на реке Воронеж. На постройку флота в Воронеже государство мобилизовало несколько десятков тысяч человек. Уже весной 1696 г. были готовы около 30 морских судов и более 1000 речных барж для перевозки войска, именно с их помощью Россия в июле 1696 г. овладела турецкой крепостью Азов, получив выход в Азовское море.

В годы Северной войны (1700 – 1721 гг.) по приказу Петра I активно шло строительство российского флота в Балтийском море. В 1703 г. на воду был спущен первый фрегат Балтийского флота - 28-пушечный «Штандарт», в 1704 г. заложена Адмиралтейская верфь в Санкт-Петербурге. Через 20 лет российский флот на Балтике был самым мощным: 32 линейных корабля, 85 галер и других судов.

В результате этой реформы уже при жизни Петра Великого российский флот господствовал на Балтийском море. Создание новых воинских частей (в конце царствования Петра I в регулярных полках числилось до 212 тыс. человек; в нерегулярном войске, состоявшем преимущественно из казаков, — до 110 тыс. человек), перевооружение армии, введение в действие Артикула воинского (1715 г.), а также Воинского (1716 г.) и Морского (1720 г.) уставов — все это делало Россию одним из сильнейших государств в Европе, без участия которого отныне не решался ни один важный вопрос международной жизни.

Авиаконструктор О.К. АНТОНОВ. Начало пути
Путь многих авиационных конструкторов начинается с увлечения планерами. Так было и у Олега Константиновича Антонова. В начале двадцатых годов «первопроходец» штопора летчик К.К. Арцеулов организовал общество «Парящий полет». В этом кружке был проведен конкурс на лучший проект легкого самолета. В конкурсе у ...

Роль православия в истории России
Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге – 957 г.; второй – при Владимире 988 г. После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с ...

 Предпосылки и причины возникновения древнерусского государства
Киевская Русь одно из крупнейших государств Средневековья IX-XII вв. В отличие от Восточных и Западных стран, процесс формирования государственности имел свои специфические черты - пространственные и геополитические. Геополитическое пространство, в котором располагалась Киевская Русь, находилось на стыке ра ...