История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Реформы центрального управления

Важнейшим направлением преобразований Петра I являлась административная реформа, носившая всеобъемлющий характер. Главной задачей этой реформы было окончательное формирование централизованного бюрократического аппарата самодержавного государства. В основе реформы органов как центрального, так и местного управления находился принцип коллегиального решения вопросов и, в то же время, личной ответственности чиновников за принятие решений. Если раньше государственная система формировалась десятилетиями, опираясь на национальные традиции, то Петр реформировал ее быстро, используя в построении «регулярного государства» европейский опыт.

С конца XVII в. царь перестал назначать новых членов в Боярскую думу, и к 1704 г. ее деятельность прекратилась естественным образом. Параллельно с 1701 г. действовал новый совещательный орган, созданный царем, т. н. Ближняя канцелярия или «консилия».

В 1711 г. Петр I учредил сменивший «консилию» Правительствующий Сенат — высшее правительственное учреждение с судебными, административными, а иногда и законодательными функциями. Боярская Дума действовала под непосредственным руководством государя. Поэтому стало необходимым заменить Боярскую Думу высшим правительственным учреждением иного состава, уполномоченным руководить страной в отсутствие монарха. Все обязаны были повиноваться указам Сената как указам самого государя, под страхом смертной казни за ослушание. Первоначально Сенат состоял из 9 человек, назначенных лично Петром. За деятельностью Сената был установлен контроль в лице генерал-прокурора (с 1722 г.). Первым генерал-прокурором стал П.И. Ягужинский. Ему подчинялись прокуроры, назначаемые во все государственные учреждения. Для тайного надзора за управлением и особенно за сбором и расходованием казенных сумм были введены должности фискалов. Ими руководил выбираемый и состоящий при Сенате обер-фискал.

Взамен сложной и неповоротливой приказной системы (около 90 приказов к концу XVII в.) в 1718-1721 гг. создавались коллегии по образцу учреждений, существовавших в Швеции и других западноевропейских странах. Принципы функционирования центральных отраслевых учреждений определялись специальным кодексом — Генеральным регламентом. Изначально возникли 11 коллегий со строгим разграничением функций: Коллегия иностранных (чужестранных) дел, Военная, Адмиралтейская, Вотчинная, Юстиц-коллегия, Камер-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг- и Мануфактур-коллегии. На правах коллегии действовал и основанный в 1720 г. Главный магистрат, руководивший работой городовых магистратов.

Объединение отдельных племен в один монгольский народи первые походы Чингисхана
Провозглашение Темучина Чингисханом было делом представителей большей части монгольских племен, но не всех, так как другая часть народа с несколькими аристократическими семьями была с Джамухой; оставалось вне этого объединения и могущественное племя кераитов, подвластное Ван-хану, а также государство найман ...

Новые отношения с социалистическими странами и их последствия
М.С. Горбачёв первым выступил за деидеологизацию внешней политики. При сохранении социализма в СССР, странах центральной Европы деидеологизация международных отношений означала на практике отказ от претензий на вседозволенность с использованием силовых методов, терпимость к инакомыслию, признание права стра ...

Жертвенная доля советского народа на алтарь победы над фашизмом
Выпавшая на долю СССР историческая роль в разгроме фашизма стоила тяжелых потерь. Советский народ принес на алтарь победы над фашизмом самую жертвенную долю. Советский Союз потерял в войне 26,6 млн. человек, десятки миллионов ранены и искалечены, резко упала рождаемость, огромный ущерб нанесен здоровью; все ...