Реформы центрального управления
Важнейшим направлением преобразований Петра I являлась административная реформа, носившая всеобъемлющий характер. Главной задачей этой реформы было окончательное формирование централизованного бюрократического аппарата самодержавного государства. В основе реформы органов как центрального, так и местного управления находился принцип коллегиального решения вопросов и, в то же время, личной ответственности чиновников за принятие решений. Если раньше государственная система формировалась десятилетиями, опираясь на национальные традиции, то Петр реформировал ее быстро, используя в построении «регулярного государства» европейский опыт.
С конца XVII в. царь перестал назначать новых членов в Боярскую думу, и к 1704 г. ее деятельность прекратилась естественным образом. Параллельно с 1701 г. действовал новый совещательный орган, созданный царем, т. н. Ближняя канцелярия или «консилия».
В 1711 г. Петр I учредил сменивший «консилию» Правительствующий Сенат — высшее правительственное учреждение с судебными, административными, а иногда и законодательными функциями. Боярская Дума действовала под непосредственным руководством государя. Поэтому стало необходимым заменить Боярскую Думу высшим правительственным учреждением иного состава, уполномоченным руководить страной в отсутствие монарха. Все обязаны были повиноваться указам Сената как указам самого государя, под страхом смертной казни за ослушание. Первоначально Сенат состоял из 9 человек, назначенных лично Петром. За деятельностью Сената был установлен контроль в лице генерал-прокурора (с 1722 г.). Первым генерал-прокурором стал П.И. Ягужинский. Ему подчинялись прокуроры, назначаемые во все государственные учреждения. Для тайного надзора за управлением и особенно за сбором и расходованием казенных сумм были введены должности фискалов. Ими руководил выбираемый и состоящий при Сенате обер-фискал.
Взамен сложной и неповоротливой приказной системы (около 90 приказов к концу XVII в.) в 1718-1721 гг. создавались коллегии по образцу учреждений, существовавших в Швеции и других западноевропейских странах. Принципы функционирования центральных отраслевых учреждений определялись специальным кодексом — Генеральным регламентом. Изначально возникли 11 коллегий со строгим разграничением функций: Коллегия иностранных (чужестранных) дел, Военная, Адмиралтейская, Вотчинная, Юстиц-коллегия, Камер-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг- и Мануфактур-коллегии. На правах коллегии действовал и основанный в 1720 г. Главный магистрат, руководивший работой городовых магистратов.
Выход из войны Пруссии и вступление Великобритании
Война за престолонаследие началась уже в сентябре 1741 г. Курфюрст Карл Альбрехт во главе своего войска и французского вспомогательного корпуса под предводительством маршала Бель-Иля, вторгся в Верхнюю Австрию, где жители Линца присягнули ему как эрцгерцогу. Оттуда он обратился на Богемию, куда уже вступили ...
Южное и Северное общества
В марте 1821г на Украине, в Тульчине, образовалось Южное общество. Его возглавил П.И. Пестель. Управлялось Южное общество Директорией, в которую входил представитель Северного общества – Н.М. Муравьев.
Северное общество возникло в Петербурге осенью 1822г. его ядро составили Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, И ...
Большой
курултай
В том же году состоялся на берегах Сырдарьи созванный Монгольским Самодержцем большой курултай из вельмож и сановников империи. На этом торжественном и многолюдном собрании правящего отбора лучших "второго психологического типа" людей Чингис-хан восседал на Мухаммедовом золотом троне, доставленном ...
