История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Образование и просвещение

В первой четверти XVIII в. в России происходило расширение сети учебных заведений. В 1701 г. начали свою работу Навигацкая и Артиллерийская школы; в 1707 г. — Медицинское училище; в 1712 г. — Инженерная школа; в 1714 г. — цифирные школы в губерниях (к концу первой четверти ХVIII в. таких школ было открыто 42, а обучалось в них 2 тыс. детей). Кроме того, дети духовенства учились в 46 епархиальных школах; дети солдат — в гарнизонных; а при металлургических мануфактурах на Урале и в Олонецком крае правительство впервые в России организовало горные школы.

Характерно для образования в эту эпоху преобладание точных наук, а также стремление правительства держать под контролем качество получаемых знаний (см., например, Указ 1714 г., запрещавший дворянским "недорослям" жениться без соответствующего «образовательного ценза»). С расширением сети учебных заведений связано появление разнообразной учебной литературы, в том числе знаменитой «Арифметики» Л. Магницкого (1703 г.), содержавшей наиболее полные для того времени сведения по всем разделам математики и связанных с ней прикладных наук. Книга Магницкого служила основным учебным пособием по математике более полувека; по ней позднее занимался юный Михаил Ломоносов.

Возникали в эту эпоху и первые научные учреждения. Так уже в 1698 г. началось создание коллекции первого российского музея - Кунсткамеры, а в 1719 г. она открылась для свободного посещения. Важнейшим шагом к развитию национальной науки и обеспечению государства просвещенными людьми должно было стать основание российской Академии наук. Петр I подписал указ о создании Академии в 1718 г., но начала она свою работу только в 1725 г. уже после смерти императора. Так как в России не было собственных ученых, профессора, как и другие необходимые молодой империи специалисты, нанимались за границей. Важной особенностью этого учреждения являлось то, что при ней планировалось создание учебных заведений – академического университета и академической гимназии. Впрочем, университет так и не был создан, а гимназия не смогла выполнить поставленную перед ней задачу и стать «первым фундаментом наук». Профессора Академии преподавали на немецком языке, ученики не понимали их и к концу учебного года чаще всего отчислялись из гимназии «за полной неспособностью к науке».

Причины победы Сталина во внутриполитической борьбе
Итак, каковы же все-таки были причины победы Иосифа Сталина во внутриполитической борьбе за власть 20-х годов? На первый взгляд все выглядит довольно просто. Большевик старой закалки Сталин, пользуясь доверием Ленина и некоторых других лидеров партии, становится генеральным секретарем ЦК. Одновременно с эти ...

Расширение дворянских привилегий. "Указ о единонаследии" 1714г. и "Табели  о рангах" 1722г.
При Петре изменился состав дворянства. В его ряды вошли по служебным заслугам и царскому жалованию многие выходцы из других сословий, вплоть до “подлых”. Важным приобретением для дворян стало окончательное слияние поместий, которыми они владели на условном праве (при условии несения службы на государя, его ...

Кимакский каганат (конец IX - начало XI)  Племенной состав и образование Кимакского каганата.
Судя по китайским летописям, племена кимаком сформировались и проживали ранее, в начале VII века, в северо-западной Монголии. К середи VII века кимаки откочевали в районы севернее Алтайских гор и в Прииртышье. С 656 года после падения Западно-Тюркского каганата кимаки начинают обособляться от других племен. ...