История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Быт и нравы

В области быта и нравов, пожалуй, более всего отразилось то, как сильно хотел Петр Великий сделать Россию подобной европейским державам, и то, как часто изменения происходили только внешне. Стремясь искоренить «сонный нрав» московской старины, Петр I приказал брить лицо, что противоречило православной русской традиции. Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Купцы и другие горожане должны были платить специальный налог. Повсеместно вводилась одежда, более близкая к европейской. С 1718 г. в домах вельмож регулярно начали проводить ассамблеи (балы-собрания). Не только присутствовать, но и танцевать на ассамблеях обязаны были все служилые люди. Курение табака, считавшееся в XVII в. тяжким преступлением также вменялось в обязанность. По сравнению с предыдущим временем значительно ускорился темп жизни. Изменился общественный быт. Появились новые формы общения и развлечений — многочисленные светские праздники с иллюминацией, фейерверками и маскарадами.

Эти изменения в основном коснулись дворянства и верхушки общества, мало отразившись на крепостных крестьянах. Социокультурный раскол общества усилился (культура разделилась на народную и элитарную).

Некоторые нововведения Петра I сохранились и до наших дней: начиная с 1 января 1700 г., в России стали праздновать Новый год и устраивать «елки»; тогда же Россия перешла на принятое в большинстве стран Европы летоисчисление от Рождества Христова.

Аристарх Самосский
Аристарх жил около 310 – 250 гг. до н. э. Родился на острове Самос. Он был учеником физика Стратона из Лампсака. Его учитель принадлежал к школе Аристотеля и в конце жизни даже руководил Ликеем, созданным Аристотелем. Аристарх был одним из основателей знаменитой Александрийской библиотеки и Мусейона – гла ...

Война и политика в письмах Императрицы Александры Федоровны к Николаю II (1914-1915)
История переписки императора Николая II с императрицей Александрой Федоровной рассматривалась в недавно опубликованной статье Б.Ф.Додонова, О.Н.Копылова и С.В.Мироненко. Указывалось, что дневники и письма Николая II и членов его семьи появились в центральных газетах уже в начале августа 1918 г. Для разборки ...

Статус женщины после принятия христианства
Принятие Христовой веры должно было изменить положение вещей в древней Руси, изменить характер ее жизненной деятельности, характер ее представителей и героев. И умственный, и нравственный образ русского человека начинает мало-помалу изменяться. Святая вера смягчает языческие нравы и обычаи. Но, естественно ...