Архитектура
В архитектуре середины XVIII в. господствовал стиль барокко, характеризующийся пышностью и вычурностью сооружений, ярким декором, стремлением к грандиозности и монументальности зданий. Выдающимися представителями барокко в России были: Ф.Б. Растрелли (иногда его творческий стиль относят к рококо — высшему проявлению барокко) — Большой Царскосельский дворец, 1752-1757 гг.; Зимний дворец, 1754-1762 гг.; Смольный монастырь, 1748-1764 гг.; Д.В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1741-1769 гг.); С.И. Чевакинский (Никольский военно-морской собор в Петербурге, 1753-1762). В архитектурных сооружениях этого стиля выражались не только пышность придворного быта, но и могущество Российской империи, радость познания открывшейся человеку грандиозности мира.
Во второй половине столетия на смену барокко в архитектуре приходит классицизм, использовавший античное наследие. Строгость линий, соразмерность пропорций, симметрия — вот основные признаки этого стиля в архитектуре. Величайшими мастерами русского классицизма являлись В.И. Баженов (Пашков дом, 1784-1786 гг.; проект перестройки Московского Кремля); М.Ф. Казаков (Петровский дворец в Москве, 1775-1782 гг.; здание Сената в Кремле, 1775-1787 гг.; Московский университет, 1786-1793 гг.; Колонный зал Дворянского собрания в Москве, 1799 г.); И.Е. Старов (Таврический дворец в Петербурге, 1783-1789 гг.; Троицкий собор Александро-Невской лавры, 1778-1790 гг.); Дж. Кваренги (Александровский дворец в Царском селе, 1792-1796 гг.).