История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Реформаторское движение в Китае. Восстание ихэтуаней
Страница 5

Материалы » Превращение Китая в полуколонию » Реформаторское движение в Китае. Восстание ихэтуаней

Прогрессивные стороны творчества этих писателей подготовили почву для художественной и публицистической деятельности великого китайского писателя-демократа Лу Синя (1881— 1936)—основоположника реализма в современной китайской литературе и искусстве. В начале XX в. Лу Синь выступал главным образом как публицист и переводчик. Он пропагандировал русскую литературу, в 1909 г. совместно с братом издал два сборника "Зарубежных рассказов", включавших переведенные Лу Синем произведения В. Г аршина и Л. Андреева.

Новые явления в общественной жизни оказали влияние на китайский театр. Продолжалось развитие завоевавшей большую популярность еще с начала XIX в. столичной, или пекинской, музыкальной драмы. Прогрессивные деятели театра высказываются за приближение театрального искусства к современности. В 1907 г. китайские студенты, обучавшиеся в Японии, создали театральное общество "Весенняя ива", поставившее "Даму с камелиями" А. Дюма-сына и "Хижину дяди Тома" Г. Бичер-Стоу.

В изобразительном искусстве наметилось движение к совершенствованию национальных форм. Новое направление в китайской живописи создал крупный художник Жэнь Бонянь (1840—1896), обогативший традиционную китайскую живопись "гохуа" (картины на шелковых или бумажных свитках, которые пишутся тушью или краской, разведенной на воде). Его традиции продолжил замечательный художник Ци Байши (1861—1957). Народный лубок и гравюра откликались на крупнейшие политические события. Популярностью пользовался цикл гравюр, посвященный франко-китайской войне 1884— 1885 гг. В начале XX в. впервые появилась политическая карикатура.

Некоторые успехи были достигнуты и в архитектуре. Национальные традиции нашли воплощение в построенном в конце XIX в. в Пекине императорском летнем дворце "Ихэюань" ("Парк безмятежного отдыха"). Замечательные образцы парковой архитектуры были созданы в других городах. Дальнейшее развитие получили также художественные ремесла (керамика, вышивание и т. п.).

Усиление бедствий, переживаемых трудящимися города и деревни в связи с превращением Китая в полуколонию, вызвало новый взрыв возмущения народных масс.

Если в начальный период агрессии капиталистических держав колониальная эксплуатация затронула главным образом приморские провинции Южного и Центрального Китая, то в последней трети XIX в., особенно после японо-китайской войны 1894—1895 гг., она распространилась и на население Северногоi Китая. В Шаньдуне начал хозяйничать германский империализм. Строительство иностранцами желёзнйх дорог, открытие ими пароходных линий вдоль китайского побережья обрекли ка безработицу и голод сотни тысяч кули и моряков, обслуживавших Великий канал, соединявший Северный Китай с Янцзы. Контрибуция Японии, новые кабальные займы привели к увеличению налогов и поборов. Помещики повышали арендную плату.

Тяжелое положение крестьян и городской бедноты усугублялось стихийными бедствиями. В 1885 г. река Хуанхэ сменила русло и потекла через провинцию Шаньдун. Разрушительные наводнения повторялись из года в год.

Ненависть населения вызывала усилившаяся деятельность иностранных миссионеров.

Среди китайского крестьянства по-прежнему большим влиянием пользовались тайные общества, в частности "Ихэтуань" (сОтряды мира и справедливости"), или, как его иногда называют, "Ихэцюань" ("Кулак во имя мира и справедливости"). Его социальный состав был пестрым. Преобладали крестьяне, но было и немало разорившихся ремесленников, кули, солдат, чиновников, шэныни. Организации общества "Ихэтуань" начали превращаться в центры, возглавлявшие стихийные выступления крестьянства и других слоев населения против иностранных колонизаторов.

Ареной деятельности общества стала провинция Шаньдун. Общество выдвинуло лозунг: "Поддержим Цинов, смерть иностранцам!" Члены общества поставили своей целью изгнать "заморских дьяволов" из Китая. Их призывы находили всеобщую поддержку среди населения. В 1898 г. общество, раньше действовавшее в глубоком подполье, начинает открытую пропаганду. По его призыву формируются вооруженные отряды. С начала 1899 г. ихэтуани стали контролировать значительную часть провинции Шаньдун.

Вступавшие в отряды ихэтуаней давали обещание: "Не быть жадным, не развратничать, не нарушать приказаний родителей, не нарушать существующих законов, изгнать чужеземцев, убивать чиновников-взяточников. В городах быть скромными и не глазеть по сторонам. При встрече с единомышленниками приветствовать их". Они верили, что выполнение соответствующих обрядов и заклинания сделают их неуязвимыми для вражеских пуль и снарядов. В число обязательных обрядов последователей общества "Ихэтуань" входили особые приемы кулачного боя (поэтому в западной литературе ихэтуаней стали называть "боксерами"), которым тоже придавался мистический смысл. Они говорили: "Мы изучаем священные приемы ихэцю-аней, чтобы защитить Китай, изгнать заморских грабителей, уничтожить местных христиан и таким образом избавить соотечественников от страданий".

Страницы: 1 2 3 4 5 6