История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Личность, образование, среда.
Страница 2

Материалы » Павел I и масоны » Личность, образование, среда.

при этом Фридриху II в одежде, походке, даже манере ездить на лошади. Сходство с действиями отца, Петра III, было рази­тельным, и сама Екатерина отмечала это, иронически отзыва­ясь о гатчинских батальонах: «батюшкино войско».

Проявляться характер Павла начал с того времени, когда он повзрослел и стал осознавать свое положение при дворе: обойденного вниманием матери наследника престола, с кото­рым пренебрежительно обходятся фавориты, которому не до­веряют никаких государственных дел.

Гатчинское затворничество и слухи о намерениях матери вторично лишить его престола, сделав наследником сына Алек­сандра, окончательно испортили характер Павла. Он стал по­дозрительным, вспыльчивость и раздражительность все чаще прорывались наружу в виде припадков безудержного гнева, усмирять который могли лишь его супруга Мария Федоровна и фрейлина Е. И. Нелидова. Вместе с тем он был отходчив: признавал свои ошибки и просил прощения, был щедр, старал­ся заботиться о подчиненных, имел доброе, чувствительное сердце. Вне Гатчины был строг, угрюм, неразговорчив, язвите­лен, с достоинством сносил насмешки фаворитов (не случайно за границей ему дали прозвище — «русский Гамлет»). В кругу семьи не прочь был повеселиться, потанцевать.

Что касается нравственных устоев Павла, то они были неколебимы. Он боготворил дисциплину и порядок, сам был образцом в этом, стремился быть справедливым и блюсти за­конность, был честен и привержен строгим нормам семейной морали. Не случайно некоторые историки одной из определя­ющих черт личности и даже его идейных воззрений считали «рыцарственность»[3], поставленное во главу всей жизни рыцар­ское понятие о чести. Политичес­кая цель, осознанная еще до воцарения, — максималь­ная централизация власти как единственный путь к «блаженству всех и каждого». Мечта о «твердой благо­родной» власти сочетается с осуждением придворной роскоши, безнравственности, лени, пустословия. «Го­сударь приучал к порядку и вельмож, доводит и самых знатнейших господ до тщательного исполнения своих должностей».

Подведем краткие итоги:

Лишение трона, убийство отца, отдаление от государственных дел, попытка отравления[4], слухи и сплетни распространяемые окружением Екатерины II,безусловно наложили свой отпечаток на характер и мировоззрение Павла Первого. У него в той или иной степени сформировались такие черты характера, как мнительность и раздражительность, которые были в чем то обоснованы. Но вместе с тем разговоры о Павле Первом как о сумасбродном деспоте – это миф, миф тех людей, которым Павел мешал, как во время царствования Екатерины II,так и после восшествия на престол самого Павла. Но что самое удивительное, этот миф перекочевал в историю и существовал до нашего времени. В последующих разделах реферата, мы покажем, что во многих, даже неудачных и не завершенных начинаниях Павла присутствовала и логика и здравый смысл, и что самое главное они были направлены на благо государства.

Страницы: 1 2 

Русский народ
В истории народов нашей страны история русского народа, бесспорно, одна из наиболее документированных не только летописными материалами, но и результатами археологических исследований, а также данными других наук, включая антропологию. Вся совокупность летописных и исследовательских данных указывает на то, ...

Выход самозванца на Правобережье Волги
Волги развязало стихию мощного движения в этом районе с его густым населением и большим числом крепостных крестьян. десятки тысяч крестьян и других зависимых людей поднимаются на восстание, организуются многочисленные отряды, вливаются в главное войско Пугачева. Население этих мест громит помещичьи имения, ...

 Традиционное общественное сознание в «Османской Сирии» к началу XIX в.
При сравнительной этнической однородности сирийское общество, по сути дела, являлось поликонфессиональным. Существование многочисленных христианских общин наряду с общинами друзов, шиитов и алавитов в сравнительно мирном соседстве с представителями мусульманского суннитского большинства, а также значительны ...