История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Болгария в XIII в.
Страница 2

Каковы в сущности цели этого без преувеличения великого болгарского правителя? Создание великой империи? Возможно. Но постоянно присутствует забота о восстановлении болгарской патриархии. И снова дипломатические, прежде всего, успехи помогли этой акции. В 1235 г. состоялось обручение дочери Ивана Асеня II с наследником Никейского престола. И затем на состоявшемся в том же году церковном Соборе была учреждена болгарская патриархия. Первым патриархом Второго Болгарского царства стал архиепископ Тырнова Иоаким. Вскоре Никейский император Ватац и болгарский царь стали союзниками в борьбе против латинян. Но последующие события показали, что на сей раз шаги Ивана Асеня II, пожалуй, не были просчитаны им тщательно, как ранее, или были просчитаны им ошибочно. Болгарский царь внезапно расторг союз с Никейской империей и, более того, заключил союз на этот раз с латинянами, находящимися в Константинополе (1237 г.). Видимо, слишком велико было его желание занять Константинопольский престол. Однако когда союзники двинулись против Никеи , царь получил известие, что в Тырново от чумы скончались его жена, сын и патриарх Болгарии Иоаким I. Иван Асень вернулся в Болгарию, разорвав союз с латинянами, а в 1241 г. Иван Асень II умер. Этот болгарский царь был неординарным и просто редким для эпохи средневековья правителем. О нем одинаково хорошо и с почтением отзывались не только соотечественники, что естественно, но и бывшие враги. Во множестве источников отмечено, что после битв от отпускал на волю пленных и не притеснял оппозицию. О нем хорошо отзываются даже византийские хронисты. www.transpovolume.ru

После эпохи Ивана Асеня II в Болгарии не было столь блистательных правителей. Под управлением многих, ничем себя особенно не прославивших царей Болгария больше теряла, нежели приобретала.

И все же в достаточно длинной череде болгарских царей заслуживает быть отмеченным царь Иван Александр, который правил страной в 1331-1371 гг. и который достаточно успешно справился с трудными проблемами, стоящими перед Болгарией. Действовал он зачастую путем мирной дипломатии. Так, он заключил мирный договор с Византией, скрепленный династическим браком. Были восстановлены добрососедские отношения между Болгарией и Сербией. Сестра Ивана Александра Елена вышла замуж за могущественного сербского правителя Стефана Душана. Почти десять лет Болгария жила в мире и спокойствии, а царь, подобно Симеону, развернул в это время культурную деятельность, покровительствуя наукам и искусству. Об этой его просветительской миссии болгарский народ не забыл и отозвался на нее торжественными похвалами, запечатленными в письменных памятниках. Как военные успехи, так и просветительская деятельность болгарского царя вдохновила автора XIV в. на такого рода строчки: “Воспоем хвалу Вседержителю, давшему нам великого воеводу и царя царей, великого Иоанна Александра, православнейшего среди всех старейшин и военачальников, стойкого в битвах, рачительного и благоприветливого, румяного и доброзрящего, ликом прекрасного, станом стройного, походкой уверенного, сладко очами на всех взирающего, неизреченного праведного судью вдовам и сиротам. По мощи своей в битвах напоминает он мне второго Александра. Кажется мне, что явился нам этот царь вторым царем Константином по вере и благочестию, сердцу и нраву. Никого, я думаю, не было среди первых царей, подобного этому великому царю Иоанну Александру, хвале и славе болгарской”.

Между тем, государственные события разворачивались следующим образом. В 1344 г. Ивану Александру удалось вернуть ранее захваченные Византией, девять болгарских городов, включая Пловдив. В начале 50-х гг. XIV в. был заключен договор Болгарии с Венецией. Но 50-60-е гг. не были для Болгарии успешными. Государство уже перестало представлять собой единое целое. Между нижним течением Дуная и Черным морем власть принадлежала Балику. Наследовал ему Добротица , чьим именем была названа эта область (Добруджа). В сер. XIV в. Иван Александр разделил государство на два удела: Тырновское царство во главе со своим сыном и соправителем Иваном Шишманом и Видинское, которое он отдал другому своему сыну - Ивану Срацимиру.

Но главная трагедия была впереди. В XIV в. у Болгарии появился грозный и опасный сосед - османские турки, захватившие византийские владения в Малой Азии. Уже в 20-е годы XIV в. они стали совершать свои опустошительные набеги на Балканский полуостров, а в 1352 г. овладели первой крепостью на Балканах - Цимпе. К сожалению, туркам противостояли лишь разрозненные силы соперничавших между собой балканских правителей. Попытки образовать союз для совместной борьбы против турок не увенчались успехом. В начале 60-х годов османы овладели почти всей восточной Фракией с городом Одрин. После смерти Ивана Александра (1371 г.), которому удавалось поддерживать мирные отношения с турками, началось завоевание ими Второго Болгарского царства.

Страницы: 1 2 3

Изменения в городском самоуправлении г. Воронежа в 1892-1918 гг. Влияние реформы 1892 г. на городскую управу и её социальный состав
11 июня 1892 г. указом императора Александра III было введено новое Городовое Положение, которое по содержанию точнее называть не новым, а откорректированным прежним Городовым Положением[27]. Реформа не меняла полномочия городской управы и основной круг подведомственных ей дел. Тремя главнейшими изменениями ...

Разделы Польши
В XVIII в. ослабленная внутренними неурядицами Речь Посполитая стала полем столкновения противоречивых интересов многих европейских держав. Франция рассматривала Польшу как барьер, который должен отгородить «цивилизованные страны» от растущего влияния «варварской империи» (России). Швеция и Турция восприним ...

 Традиционное общественное сознание в «Османской Сирии» к началу XIX в.
При сравнительной этнической однородности сирийское общество, по сути дела, являлось поликонфессиональным. Существование многочисленных христианских общин наряду с общинами друзов, шиитов и алавитов в сравнительно мирном соседстве с представителями мусульманского суннитского большинства, а также значительны ...