История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Болгарский народ под властью Османской империи (XV - XVII вв)
Страница 1

Материалы » Второе Болгарское царство » Болгарский народ под властью Османской империи (XV - XVII вв)

Падение болгарских столиц Тырнова (1393) и Видина (1396), пленение последних представителей династии Асеней Ивана Шишмана и Ивана Срацимира означали гибель средневекового болгарского государства. Однако османский султан Баязид (1389-1402) напрасно праздновал победу. Пока прозванный современниками “Молниеносным” турецкий государь успешно воевал в Европе, с востока на его владения напали войска среднеазиатского эмира Тимура, в 1402 г., нанеся османам сокрушительное поражение под Анкарой, Баязид был взят в плен и казнен. Турецкие владения стали ареной междоусобной борьбы его родственников. Смутой в Османском государстве попытались воспользоваться сыновья двух последних болгарских царей Константин и Фружин, которые выступили против турок в союзе с сербским деспотом Стефаном Лазаревичем, валашским господарем Мирчей и Боснией. С прекращением османских междоусобиц в начале 20-х гг. XV в. власть турок над болгарскими землями была восстановлена. Последней попыткой болгар вернуть себе независимость стало их участие в крестовых походах против османов, организованных Венгрией в 1443 и в 1444 г. Разгром последнего из них под Варной (10.XI.1444 г.) и гибель короля Польши и Венгрии Владислава IV положили конец и этим последним усилиям. Османское завоевание Болгарии, длившееся восемь десятилетий, завершилось. www.transfeature.ru

Последствия многолетних опустошительных походов и войн для болгарского народа были крайне тяжелыми. Погибли сотни тысяч людей, запустели многие плодородные земли, были до основания разрушены крупнейшие города. В боях с османами было либо физически уничтожено, либо обращено в ислам большинство болгарской знати. Из многих городов, особенно на северо-востоке страны, жители или были выселены, или бежали в горы, основав там новые поселения (Габрово). При этом вряд ли есть особые основания говорить о демографическом коллапсе болгарских земель - уже с 20-30-х гг. XV в. начинается интенсивное восстановление экономической и социальной жизни и в городах, и в селах, о чем недвусмысленно свидетельствуют ранние османские регистры - описи городских и сельских хозяйств болгар. Более того, немногие сохранившиеся болгарские источники этого времени говорят о достаточно быстрой адаптации болгар к изменившимся политическим условиям и признании ими власти османских султанов в качестве преемников местных государей. Таким образом, в эпоху турецкого завоевания болгарский народ в разумной степени проявил и свой потенциал сопротивления захватчикам, и способность выживать в новой обстановке.

Отечественная и болгарская историографии, во многом следуя традициям православной агиографии и балканского национального романтизма, нередко рисовали не совсем адекватную картину этнополитической организации балканского государства, в частности, приписывая ему мощные ассимиляторские и исламизаторские тенденции. Между тем, османы изначально ставили своей целью создание на Балканах государства, которое бы обеспечивало господство мусульманского меньшинства, открытого для местной элиты, над большинством христианского населения. При этом, особенно в XV в., турки действительно переселяли болгарское население в обезлюдевшую Анатолию, а в Болгарию прибывали мусульмане (чаще всего татары и исламизированные малоазиатские греки). Однако при устройстве этнополитического механизма европейских владений, созданного в результате завоевания Балкан, Османской империи были восприняты многие черты административного и фискального устройства доосманской эпохи. Завоеванные болгарские территории составили Румелийское бейлербейство, образованное при Мураде I (1362-1389)) и разделенное при Мехмеде II (1451-1481) на восемь санджаков разной величины. В каждый из них были включены земли, завоеванные в результате одного из балканских походов османов, и поэтому очертания большинства из них воспроизводили границы существовавших на Балканах до прихода турок феодальных уделов. Так, крупнейшие в болгарских землях Никопольский, Видинский и Силистренский санджаки в XV в. соответствовали территориям бывших Тырновского, Видинского царств и Добруджанского деспотства. Отсюда следовало и частичное сохранение сложившейся в XIV в. административной и хозяйственной структуры. Существуют прямые свидетельства преемственности городской жизни - сложившиеся до османов городские территориальные общины-приходы во главе со священниками сохранялись в XV - XVI вв. как махаллы - конфессиональные и социальные общности, на которые делился османский город. От болгарской феодальной практики сохранялись, часто под прежними названиями, старые налоги, повинности и рыночные пошлины.

Страницы: 1 2 3 4

Таммерфорсская конференция
В декабре 1905 года в Финляндии, в Таммерфорсе, собралась конференция большевиков. Хотя большевики и меньшевики формально состояли в одной социал-демократической партии, они фактически составляли две разные партии со своими отдельными центрами. На этой конференции впервые лично встретились Ленин и Сталин. Д ...

Русская женщина допетровского времени глазами иностранцев
Все иностранцы поражались избытком домашнего деспотизма мужа над женой. В Москве, замечает один путешественник, никто не унизится, чтоб преклонить колено перед женщиной и воскурить перед ней фимиам. По законам приличия, порожденным византийским аскетизмом и глубокою татарской ревностью, считалось предосудит ...

Русская социал-демократия
С конца 80-х гг. в России появляются марксистские кружки (1883 г. - группа Дмитрия Благоева в Петербурге, 1885 г. - кружок П.В. Точисского "Товарищество санкт-петербургских мастеровых", 1899 г. - группа М.И. Бруснева "Социал-демократическое общество" и кружки Н.Е. Федосеева в Казани). Э ...