История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Болгарский народ под властью Османской империи (XV - XVII вв)
Страница 2

Материалы » Второе Болгарское царство » Болгарский народ под властью Османской империи (XV - XVII вв)

Правовое положение болгар в Османской империи определялось мусульманским частным правом - шариатом. Все христианское население, составлявшее часть немусульманских подданных султана-райи (буквально - стадо, пасомые), входило в т.н. “рум миллет” - общность православных народов - болгар, сербов и греков - главой и представителем которых перед султаном являлся вселенский патриарх в Константинополе (Стамбуле). Болгарская патриархия с центром в Тырнове была ликвидирована османами еще в конце XIV в. , а ее епархии - переподчинены Константинополю. До 1767 г. сохраняла свои полномочия над некоторыми болгарскими диоцезами Охридская архиепископия. Османские власти признавали за епископами право представлять перед ними православное население своих епархий, но возлагали на них ответственность за поведение паствы. Известны случаи, когда местные епископы подвергались жестоким репрессиям за неповиновение населения их епархий туркам. Так, в 1598 г. был зверски убит османами охридский архиепископ Варлаам, а в 1670 г. - предан мучительной казни смолянский епископ Виссарион.

Помимо использования в интересах управления болгарскими землями епархиальной и приходской систем конфессиональной организации, есть основания говорить о сохранении с доосманских времен сельских общин, поставленных под контроль турецкой администрации. Главы болгарских сельских общин (кметы, кехаи, чорбаджии, кнезы) участвовали в сборе налогов и решали отдельные судебно-правовые вопросы в рамках своих общин. Особенно усилилась их роль в социальной жизни в XVII в.

Османская власть не обладала разветвленным провинциальным аппаратом, и даже сбор налогов осуществлялся не централизованно и унифицированно, а разными способами и с помощью разных должностных лиц и откупщиков ( в XVI - XVII вв. ими нередко становились новообращенные в ислам болгары, а позднее христиане). Центральными фигурами османской провинциальной администрации были судьи (кади), резиденции которых располагались в городах. А в их компетенцию входила и городская округа, составлявшая каазу или кадилук. Кади рассматривал судебные дела (в том числе и касающиеся христиан), контролировал местный военный и фискальный аппарат, издавал распоряжения, основанные на актах центральной власти, и надзирал за исполнением последних на месте. Слабость провинциального аппарата способствовала его дополнению в конце XVII в. институтом аянов - представителей местной османской верхушки, которые набирали собственные вооруженные отряды и “явочным порядком” утверждали свою власть над окрестным болгарским населением, творя грабежи и насилия.

Характерной чертой османского государства была религиозная дискриминация христиан. Они платили особый налог за пользование землей (испенче), подушную подать для мужчин (харадж), им были запрещены ношение оружия, верховая езда, одежда синего и зеленого цветов и т.д. Наиболее тяжелым и оскорбительным для христиан был т.н. девширме - налог кровью - существовавшая с XV по начало XVIII в. практика насильственного изъятия из тех семей, где было несколько сыновей, мальчиков для помещения в специальные военные школы в Стамбуле, Смирне и Эдирне, где их готовили для службы при дворе и в элитном султанском войске янычаров. Особые тяготы болгарам приносило юридическое неполноправие с мусульманами - показания трех “неверных” могли быть опровергнуты одним мусульманином.

Неравноправие христиан с мусульманами благоприятствовало переходу части болгарского населения в ислам. Еще во второй половине XIV - первой половине XV вв. добровольно приняли ислам многие представители болгарской знати, а в последующие века этот процесс продолжался, хотя и не столь интенсивно, но в более широких социальных рамках. Однако массовой исламизация болгарского населения не стала ни в ее добровольном варианте, ни вследствие насильственных действий, предпринимаемых османами в XVII в. в некоторых наиболее нестабильных районах страны - в Северо-Восточной Болгарии, в Родопах, в окрестностях Пловдива. Не исключено, впрочем, что и в указанных районах, где в доосманское время население веками сопротивлялось официальному православию, принятие ислама проходило не в столь жестоких и насильственных формах, какими под влиянием романтической историографии и политической конъюнктуры его рисовала недавняя болгарская историческая литература.

Страницы: 1 2 3 4

Ход военных действий. Военные действия в период с 1741 по 1747гг.
16 декабря 1741 года прусская армия перешла границу. Вследствие крайней слабости австрийцев в Силезии, к концу января 1741 г. вся Силезия была занята пруссаками, за исключением крепостей Глогау, Бриг и Нейссе. Командующий австрийскими силами фельдмаршал-лейтенант Броун отступил в Моравию. Медлительность фр ...

Источники финансирования индустриализации в СССР.
Программа широкомасштабной индустриализации была не по силам государственному бюджету ССР (поступления в бюджет составляли не более 5 млрд руб. в год). Получение иностранных займов было невозможно из-за отказа советского правительства платить по царским долгам. Поэтому речь могла идти только о еще не исполь ...

Значение и оценка партизанского движения в Отечественной войне 1812 года. Значение партизанского движения в Отечественной войне 1812 года
Несмотря на предпринимаемые в последние годы в историографии попытки переосмыслить место и роль партизанских отрядов в Отечественной войне 1812 года и по-новому истолковать само понятие "партизанское движение", "партизанская борьба", - народная война имела важное значение для разгрома вр ...