История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Болгарский народ под властью Османской империи (XV - XVII вв)
Страница 2

Материалы » Второе Болгарское царство » Болгарский народ под властью Османской империи (XV - XVII вв)

Правовое положение болгар в Османской империи определялось мусульманским частным правом - шариатом. Все христианское население, составлявшее часть немусульманских подданных султана-райи (буквально - стадо, пасомые), входило в т.н. “рум миллет” - общность православных народов - болгар, сербов и греков - главой и представителем которых перед султаном являлся вселенский патриарх в Константинополе (Стамбуле). Болгарская патриархия с центром в Тырнове была ликвидирована османами еще в конце XIV в. , а ее епархии - переподчинены Константинополю. До 1767 г. сохраняла свои полномочия над некоторыми болгарскими диоцезами Охридская архиепископия. Османские власти признавали за епископами право представлять перед ними православное население своих епархий, но возлагали на них ответственность за поведение паствы. Известны случаи, когда местные епископы подвергались жестоким репрессиям за неповиновение населения их епархий туркам. Так, в 1598 г. был зверски убит османами охридский архиепископ Варлаам, а в 1670 г. - предан мучительной казни смолянский епископ Виссарион. www.combinefoods.ru

Помимо использования в интересах управления болгарскими землями епархиальной и приходской систем конфессиональной организации, есть основания говорить о сохранении с доосманских времен сельских общин, поставленных под контроль турецкой администрации. Главы болгарских сельских общин (кметы, кехаи, чорбаджии, кнезы) участвовали в сборе налогов и решали отдельные судебно-правовые вопросы в рамках своих общин. Особенно усилилась их роль в социальной жизни в XVII в.

Османская власть не обладала разветвленным провинциальным аппаратом, и даже сбор налогов осуществлялся не централизованно и унифицированно, а разными способами и с помощью разных должностных лиц и откупщиков ( в XVI - XVII вв. ими нередко становились новообращенные в ислам болгары, а позднее христиане). Центральными фигурами османской провинциальной администрации были судьи (кади), резиденции которых располагались в городах. А в их компетенцию входила и городская округа, составлявшая каазу или кадилук. Кади рассматривал судебные дела (в том числе и касающиеся христиан), контролировал местный военный и фискальный аппарат, издавал распоряжения, основанные на актах центральной власти, и надзирал за исполнением последних на месте. Слабость провинциального аппарата способствовала его дополнению в конце XVII в. институтом аянов - представителей местной османской верхушки, которые набирали собственные вооруженные отряды и “явочным порядком” утверждали свою власть над окрестным болгарским населением, творя грабежи и насилия.

Характерной чертой османского государства была религиозная дискриминация христиан. Они платили особый налог за пользование землей (испенче), подушную подать для мужчин (харадж), им были запрещены ношение оружия, верховая езда, одежда синего и зеленого цветов и т.д. Наиболее тяжелым и оскорбительным для христиан был т.н. девширме - налог кровью - существовавшая с XV по начало XVIII в. практика насильственного изъятия из тех семей, где было несколько сыновей, мальчиков для помещения в специальные военные школы в Стамбуле, Смирне и Эдирне, где их готовили для службы при дворе и в элитном султанском войске янычаров. Особые тяготы болгарам приносило юридическое неполноправие с мусульманами - показания трех “неверных” могли быть опровергнуты одним мусульманином.

Неравноправие христиан с мусульманами благоприятствовало переходу части болгарского населения в ислам. Еще во второй половине XIV - первой половине XV вв. добровольно приняли ислам многие представители болгарской знати, а в последующие века этот процесс продолжался, хотя и не столь интенсивно, но в более широких социальных рамках. Однако массовой исламизация болгарского населения не стала ни в ее добровольном варианте, ни вследствие насильственных действий, предпринимаемых османами в XVII в. в некоторых наиболее нестабильных районах страны - в Северо-Восточной Болгарии, в Родопах, в окрестностях Пловдива. Не исключено, впрочем, что и в указанных районах, где в доосманское время население веками сопротивлялось официальному православию, принятие ислама проходило не в столь жестоких и насильственных формах, какими под влиянием романтической историографии и политической конъюнктуры его рисовала недавняя болгарская историческая литература.

Страницы: 1 2 3 4

Предпринимательская деятельность после революции 1917
В октябре 1917 года произошла социалистическая революция. Второй Всероссийский съезд Советов провозгласил передачу всей власти в стране Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В Яковлевском об этом событии узнали 26 октября из телеграммы Костромского Совета рабочих депутатов. Яковлевские раб ...

Империалистическая политика Германии на Ближнем Востоке в периоды Первой и Второй Мировых войн
Введение На рубеже XIX и XX вв. капитализм вступил в свою высшую и последнюю стадию - империализм. К этому времени крупнейшие империалистические державы в основном закончили территориальный раздел мира. Неравномерное экономическое и политическое развитие империалистических государств вызывало ожесточенную б ...

Внешняя политика Н.С. Хрущева
Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы являлось формирование прочной системы безопасности страны как в Европе, так и на ее дальневосточных рубежах. Внутренняя эволюция СССР после смерти Сталина повлекла новую ориентацию страны и в сфере внешней политики. Журналистские сообще ...