Аристарх СамосскийСтраница 1
Аристарх жил около 310 – 250 гг. до н. э. Родился на острове Самос.
Он был учеником физика Стратона из Лампсака. Его учитель принадлежал к школе Аристотеля и в конце жизни даже руководил Ликеем, созданным Аристотелем.
Аристарх был одним из основателей знаменитой Александрийской библиотеки и Мусейона – главного научного центра поздней античности.
По-видимому, здесь среди первого поколения учёных Александрии, учился и работал Аристарх.
Имя Аристарха как - будто выпадает из своей эпохи. Но, являясь учеником школы Аристотеля, он был философом со своим мировоззрением, внесший определённый вклад в развитие науки античного времени.
В частности, известны его выводы в области астрономии.
ДО него теории неба строились чисто умозрительно, на основе философских аргументов. Иначе и быть не могло, поскольку небо рассматривалось как мир идеального, вечного, божественного. Аристарх попытался определить расстояния до небесных тел с помощью наблюдений. Когда у него это получилось, он сделал второй шаг, к которому не были готовы ни его современники, ни учёные много веков позднее. Как Аристарх решил первую задачу, известно точно. Единственная сохранившаяся его книга «О размерах Солнца и Луны и расстояниях до них» как раз посвящена этой проблеме.
Сначала Аристарх определил, во сколько раз Солнце дальше Луны. Для этого он измерил угол между Луной, находившейся в фазе четверти, и Солнцем (это можно сделать при заходе или восходе Солнца, когда Луна иногда видна одновременно с ним). Если, по словам Аристарха, «Луна кажется нам рассечённой пополам, угол, имеющий луну своей вершиной, прямой». Аристарх измерил угол между Луной и Солнцем, в вершине которого находилась Земля. Из полученных им углов Аристарх определил, что расстояние от Земли до Солнца в 19 раз длиннее расстояния до Луны. На этом выводе – Солнце в 19 раз дальше Луны – Аристарх остановился. На самом деле Солнце в 400 раз дальше Луны, но с инструментами того времени найти точное значение этого расстояния было невозможно.
Аристарх знал, что видимые диски Солнца и Луны примерно одинаковы. Он сам наблюдал солнечное затмение, когда диск Луны полностью закрывал диск Солнца. Но если видимые диски равны¸ а расстояние до Солнца в 19 раз больше, то диаметр Солнца в 19 раз больше диаметра Луны.
Оставалось главное: сравнить Солнце и Луну с Землёй. Вершиной научной смелости тогда была идея, что Солнце очень велико, возможно, даже почти также велико, как вся Греция.
Наблюдая лунные затмения, когда Луна проходит через тень Земли, Аристарх установил, что диаметр Луны в два раза меньше земной тени.
С помощью хитроумных рассуждений он доказал, что Луна меньше Земли в 3 раза. Но Солнце больше Луны в 19 раз, а значит её диаметр в 6 с лишним раз больше земного (в действительности в 109 раз).
Главным в работе Аристарха был не результат, а сам факт выполнения, доказавший, что недостижимый мир небесных тел может быть познан с помощью измерений и расчетов.
Все эти выводы, по-видимому, подтолкнули Аристарха к его великому открытию. Его идея дошла до нас в пересказе Архимеда. Аристарх догадался, что большое Солнце не может обращаться вокруг маленькой Земли. Вокруг Земли вращается только Луна. Солнце есть центр Вселенной. Вокруг него обращаются и планеты. Эта теория получила название гелиоцентрической. Смену дня и ночи Аристарх объяснял тем, что Земля вращается вокруг своей оси. Его гелиоцентрическая модель объясняла заметное изменение блеска Марса, петлеобразное движение планет, вызванное обращением Земли вокруг Солнца.
Украина в условиях десталинизации (1956-1964) - социально-экономическое развитие. Попытки преодоления административно-командных методов управления и их неудачи
Вторая мировая война привела к значительным изменениям в Украине.
Во-первых, были воссоединены все украинские земли в составе единой державы.
Во-вторых, украинский народ, внесший огромный вклад в Победу, на данном этапе не добился независимости. Украина продолжала развиваться в составе СССР. Но победа соз ...
Описание и определение понятий гуманизм и ренессанс
Вообще нет единого мнения о том, как точно определить термин гуманизм. Одни исследователи подчёркивают более секулярный характер этого движения, и говорят о гуманизме как о "…мировоззрении, которое отрицает существование или значение Бога, или которое представляет чисто мирские взгляды…"[1], други ...
Первые дни опричнины
В первые дни опричнины Москва стала свидетелем кровавых казней. Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами. При определении вины, степени участия бояр в «заговорах» летописи заменили отсутствующие следственные материалы, скомпрометировав многих влиятельных оппозиционеров. По приказу царя оприч ...