История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Заключение
Страница 1

Главная характеристика полководческого искусства - величие одержанных побед и свершенных ратных подвигов. Жуков, будучи членом Ставки и заместителем Верховного Главнокомандующего, командуя около двух лет различными фронтами, был участником всех важнейших событий и операций Великой Отечественной войны.

Наиболее важными этапами становления его полководческого искусства были Ельня, оборона Ленинграда и Москвы, Сталинград, Курская битва. Киевская, Корсунь-Шевченковская, Белорусская, Висло-Одерская и Берлинская операции.

В тяжелейших условиях, когда советские войска на всех направлениях отступали, в результате первой с начала войны успешной наступательной операции была буквально вырвана победа под Ельней.

С особой силой сказался жуковский характер при обороне Ленинграда и Москвы, где полководческое искусство проявилось не в броских формах оперативного маневра, а в железной воле, непоколебимой решимости отстоять город, жесткой организации и твердости управления. Если в сентябре Западный фронт практически развалился, то, заново восстановленный в ходе тяжелых боев под командованием Жукова, он же в октябре-ноябре 1941 г. впервые за время войны провел успешные оборонительные операции, смог не только отразить наступление немецко-фашистских войск, но и отбросить их от Москвы.

Во время сталинградских событий именно Жуков вместе с А. М. Василевским вовремя уловили момент, когда надо было отказаться от растраты сил на продолжение многочисленных контрударов и подготовить более основательную наступательную операцию, завершившуюся окружением и уничтожением группировки противника.

Курская битва, с точки зрения развития военного искусства, означала новое постижение сути стратегической обороны, когда войска переходили к обороне не вынужденно, а заблаговременно, чего не удавалось ни в 1941-м, ни в 1942 г. Оказалось, что оборона в стратегическом масштабе с целью удержать занимаемые рубели и без большого отступления разгромить наступающего противника требует крупных сил и проведения ряда ожесточенных оборонительных действий. Такое понимание было одним из крупных открытий в военном искусстве.

В 1944 -1945 гг. Жуков руководил крупнейшими стратегическими операциями групп фронтов - как прообразов новой формы стратегической операции на ТВД, достигнув высочайшего уровня полководческого искусства. Берлин, например, был взят за 7 суток, тогда как гитлеровским войскам не удалось взять ни Ленинград, ни Москву.

Следует помнить, что наша армия победила сильнейшую армию мира, обладавшую ресурсами почти всей Европы, - армию, которой до этого никто не мог противостоять. Превосходство советского военного искусства убедительно подтверждено итогами войны.

Спустя 64 года после окончания войны становится очевидным, что Георгий Константинович Жуков навсегда вошел в историю как великий полководец. После Суворова в военной истории России равных ему не было и нет. И в наше время уроки и выводы из его полководческого наследия весьма актуальны для военной теории и практики, обучения и воспитания офицерских кадров.

[1] Гриф секретности снят: Потери Вооружённых Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Стат. исслед./ Г. Ф. Кривошеев, В. М. Андроников, П. Д. Буриков. — М.: Воениздат, 1993. С. 79.

[2] Там же. с. 224.

[3] Великая Отечественная война 1941—1945: Энциклопедия, -М.: Сов. энциклопедия, 1985

[4] Гриф секретности снят: Потери Вооружённых Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Стат. исслед./ Г. Ф. Кривошеев, В. М. Андроников, П. Д. Буриков. — М.: Воениздат, 1993. с. 174.

Страницы: 1 2