История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Чингисхан как государственный деятель
Страница 2

Материалы » Исторический портрет Чингисхана » Чингисхан как государственный деятель

Чингисхан заменил старый пережиток системой писаных законов под названием «Яса» - уголовный, гражданский и административный кодексы, вместе взятые. Судьи отныне обязаны были судить по писаным законам, а не по прецедентам и «родовому праву». Для руководства ими Чингисхан назначил Верховного судью государства.2

Яса запрещала ссоры среди монголов. Еще в одном из ее пунктов Чингисхан со всей непреклонностью утверждал, что, кроме него, другого

Чингис Ха-Хана быть не должно. Его имя и имена его сыновей писались золотыми буквами. Нельзя было также подданным нового императора произносить его имя всуе.3

Реформы начались и в экономике. Вместо прежних «обычаев» хозяйственной деятельностью теперь стали руководить специальные чиновники, занимавшиеся к тому же и налогообложением. Размеры и сроки взимания налогов, распределение пастбищ и прочие хозяйственные дела теперь все тщательно фиксировалось в особых книгах, которыми ведали специальные чиновники.4

Яса содержала следующие заповеди: почитать невинных; любить друг друга; делиться пищей; не красть; не прелюбодействовать; не лжесвидетельствовать; не предавать; защищать стариков и бедных; уважать все религии и не отдавать предпочтение ни одной.5

Реформы 1206г. нанесли удар по родоплеменным узам. Представители разных племен оказались в одних тысячах и сотнях, соединенные вместе службой или проживанием в одной местности, смещением своим положив начало единой монгольской народности.

Все сородичи Чингисхана получили уделы. Выделение уделов основывалось на том принципе, что государство являлось достоянием всего рода того лица, которое создало державу и стало ханом. Удел-хуби – состоял из двух частей: из определенного количества кочевых семейств (улус) и из достаточного для их содержания пространства пастбищных и охотничьих угодий (нутуг).1

Согласно древнемонгольской концепции власти, верховная власть в государстве сосредоточена в лице хана и является наследственной в роду Чингиз-хана. Исключительное право на царство признается только за первыми четырьмя сыновьями Чингиз-хана от его старшей жены Борте – Джучи, Чагатай, Угедей, Тулуй – и их прямыми потомками которые собственно и составляют алтан уруг – правящую монгольскую династию. Единственный источник права на верховную власть – это воля «золотого рода»; высшим непосредственным выражением власти «золотого рода» является курултай – собрание царевичей и знати. Ханом может быть любой представитель алтан уруга, если он будет признан большинством «золотого рода» достойнейшим по своим качествам и утвержден на курултае, - узурпатор и подлежит наказанию. 2

Монгольские племена, носившие доселе различные названия, получили единое - монголы, а монгольское государство, простиравшееся на севере от верховьев Селенги, на юге – до Великой Китайской стены, на востоке – от Хинганского хребта, на западе до Алтайских гор, стало называться Великим государством.3

Это новое государство, опьяненное внутренними победами и жаждавшее новой добычи, стало силой, враждебному миру и еще долго продолжало вести себя по отношению к культурным народам, по неудачному выражению Б.Я.Владимирцева, как «разбойничья шайка.»4

Установив свой порядок в Монголии, Чингисхан с армией в 20 туменов готов был продолжать войну в других землях. Он страстно желал разрушить империю Цзинь, правители которой лишили жизни многих его родичей. Но сначала ему нужно было обеспечить тыл от нападения других кочевников и окружить Цзинь с севера.5

Первый поход монголов против настоящего развитого государства был в страну тангутов в 1205 г., но это был всего лишь рейд одного из военачальников Чингисхана. Только в 1207 г. сам каан впервые выступает в поход на Си Ся, оборону которого Елюй Ахай прощупал два года тому назад. Но и этот поход еще не был полномасштабной войной.6

В 1207 г. приведены к покорности киргизы и «лесные народы», что добавило воинов в его армию; последовал также второй поход на Си Ся, который возглавлял лично Чингисхан.1

В том же году (1207 ) Чингисхан послал своего сына Джучи во главе с Правой, или Западной армией, сражаться против ойратов, бурятов и тюркменских киргизов на Енисее, а также против туметов. Все эти племена были покорены и стали вассалами Джучи – так было заложено основания его будущих владений на западе. 2

В 1209 г. на сторону монголов добровольно переходят уйгуры. В том же году начата война с государством Си Ся, предварительно изолированном дипломатически и стратегически. Тангутский император уступил, отдав дочь за Чингиса, и в качестве дани поставил монголам верблюдов, соколов и ткани. Убежденный в том, что у него теперь есть уступчивый вассал, который будет выплачивать дань и снабжать его армию всем необходимым, Чингис приказал отступать.

Побежденные тангуты, признавшие сюзеренитет Чингисхан, вынуждены выполнять его приказы, направленные на превращение Си Ся во вспомогательную силу против Цзинь, - в итоге монголы заставили тангутов начать войну против чжурчженей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Противоречивый характер реформ и их последствия
В декабре 1988 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР внесла изменения и дополнения в Конституцию СССР, которые узаконивали новую систему государственных органов власти и принцип альтернативности при выборах народных депутатов в центре и на местах. Раскол среди сторонников реформ произошёл во время ...

Сунь Ятсен – «отец китайской революции»
Другим проявлением этого оживления стал затяжной кризис милитаристских режимов. В Пекине с 1920 г. у власти находилась чжилийская группировка, почти постоянно соперничающая с другими группировками. Проявлением этого соперничества была чжилийско-фэнтяньская война 1922 г., победа в которой позволила лидеру чж ...

Эпидемии в средние века
Эпидемии напрямую были связаны с голодом, с употреблением скверной пищи. Способствовало беспрепятственному распространению эпидемий и тогдашнее состояние городов, не имевших канав и мостовых, где дома были не более, чем протекающими трущобами, а улицы - клоаками. В Париже, в «прекраснейшем из городов», горо ...