История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Статус женщины после принятия христианства
Страница 2

Женщина постепенно удалялась от общества и являлась в нем уже только в силу некоторых жизненных обстоятельств, требовавших неминуемо ее присутствия или же давших ей самостоятельное вотчинное значение. Так только матерая вдова пользовалась правом стоять в известных случаях наравне с мужчиной и занимать соответственное своему назначению положение. По крайней мере, общество не смущалось присутствием женщины, приобретавшей мужские черты вследствие своего хотя и вдовьего, но тем не менее отеческого, или вернее сказать, вотчиннического значения. Так, например, в истории встречается боярыня Марфа Борецкая (Посадница)[4], пирующая в обществе мужчин, новгородских бояр.

Женщина получала больше уважение, когда оставалось вдовою и притом была матерью. Тогда как замужняя не имела вовсе личности сама по себе, вдова была полная госпожа и глава семейства. Личность вдовицы охранялось религиозным уважением. Оскорбить вдовицу считалось величайшим грехом. «Горе обидевшему вдовицу – говорит одно старое нравоучение– лучше ему в дом свой ввергнуть огонь, чем за воздыхания вдовиц быть ввержену в геенну огненную». Впрочем, как существу слабому, приученному с детства к унижению и неволе, и тут не всегда приходилось ей отдохнуть. Примеры непочтения детей к матерям были нередки. Бывало, что сыновья, получив в наследство после родителя, выгоняли мать свою, и та должна была просить подаяния. Это не всегда преследовалось, как видно из одного примера XVI века, где выгнанной матери помещиков царь приказал уделить на содержание часть из поместий ее мужа, но сыновьям, как видно, не было никакого наказания. Иногда, же напротив, овдовевшая, поступала безжалостно с детьми, выдавала дочерей насильно замуж, бросала детей на произвол судьбы и т. п.

Страницы: 1 2 

Внутренняя деятельность Петра.
Преобразования выразились в ряде общественных реформ, значительно изменивших древнерусский общественный быт, но, как мы уже говорили выше, не изменивших главнейших оснований государственного строя, созданного до Петра. Изложить систематически внутренние реформы Петра Великого несравненно легче, чем в строй ...

Театр и другие литературные формы эпохи Юань
Во времена Хубилая и его непосредственных преемников особого процветания достиг театр. Рост городов при династиях Сун и Юань обеспечивал питательную среду для развития драматического искусства, расширяя аудиторию и предоставляя средства, необходимые для представлений. Театры не могли бы процветать вне город ...

Описание и определение понятий гуманизм и ренессанс
Вообще нет единого мнения о том, как точно определить термин гуманизм. Одни исследователи подчёркивают более секулярный характер этого движения, и говорят о гуманизме как о "…мировоззрении, которое отрицает существование или значение Бога, или которое представляет чисто мирские взгляды…"[1], други ...