Зарождение и развитие благотворительности в Киевской Руси.Страница 3
Другие князья также следовали примеру Владимира. Так Андрей Боголюбский (не ранее 1100 - 1174) также приказывал развозить по улицам и дорогам жизненные припасы и раздавать их бедным. Дмитрий Донской (1350-1389) кормил страждущих из своих рук. Князь Роман Мстиславич (?-1205) все раздал нищим, а сам умер в нищете.
Не отставало и духовенство. Первые на Руси больницы для неимущих, в которых их бесплатно лечили и кормили, были основаны в 1091 г. в Киеве переяславским епископом, впоследствии Киевским митрополитом Ефремом. «Сирых и убогих» бесплатно кормили во всех монастырях. Церковным уставом 996 г. духовенство было обязано выделять на благотворительные нужды десятую часть доходов.
Благотворительность не ограничивалась раздачей еды и одежды (деньги раздавались реже, ибо денежное обращение было слабо развито), но и включала постройку жилищ, выкуп пленных, лечение раненых, обучение ремеслам, помощь вдовам, уход за престарелыми и пр. Но потрясения и стихийные бедствия, которыми так богато наше прошлое, количество нуждающихся не уменьшали. В конце концов это превратилось в государственную проблему.
В Poccии христианская проповедь благотворительности нашла восприимчивую почву в славянском гостеприимстве. Владимир Святой, подавший пример к принятию Христианства, служил для народа образцом сострадания и был "истинным отцом бедных".[6]
Преемники Владимира следовали его примеру. Владимир Мономах в следующих словах излагает обязанности князя по отношению к бедным: "будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи". Известия о благотворительности московских князей и княгинь с Иоанна Калиты до Анастасии, первой супруги Грозного, собраны в статье И. М. Снегирева, напечатаны в книге "Литературный вечер" (М., 1844). Вообще можно сказать, что благотворительность наших князей равнялась только их щедрости в наделении церквей и монастырей и их расположению к дружине. По этим трем сторонам жили князья наши; по этим трем сторонам судили о них летописцы. Княжеская милостыня должна была иметь великое влияние на развитие и поддержание благотворительности бояр и других лиц народа.
В общем же дело призрения бедных сосредоточено было в древней Руси в руках церкви и в частности монастырей, которые располагали для этого обширными средствами, благодаря появившемуся с самого принятия Христианства обычаю князей давать церкви десятину со всех княжеских доходов и развившемуся вместе с тем, по примеру князей, особенно в период монгольский, обычаю частных лиц оставлять церкви имущество по душе. Но способ призрения, принятый церковью и монастырями, и частная благотворительность развивали тунеядство и создавали нищенский промысел. Только по отношению к монастырям Западной России имеются известия, что там монахини имели главным предназначением воспитание бедных сирот, хождение за больными в. госпиталях и богадельнях, во всей же России церковь и монастыри без особого разбора принимали под свое покровительство нищих и убогих под именем церковных и богадельных людей; около монастырей и церквей возникали целые нищенские слободы, количество нищих по профессии увеличивалось искусственно. Таким приемам церкви соответствовал и обычай князей и богатых горожан, делавших пиры и устраивавших по случаям разных семейных торжеств, общие трапезы для нищих и убогих.
Уже на Стоглавом соборе признано было необходимым принимать меры против нищих-промышленников. Указ 30 ноября 1691 г., стремясь к искоренению нищенского промысла, велит нищих по профессии наказывать кнутом и ссылать в дальние сибирские города. Петр I, продолжая эту же систему преследования нищенства, подобно современным ему законодательствам, воспрещает частную благотворительность и подачу милостыни облагает штрафом в пять рублей.
Традиционные коммуникативные
системы. Вербальные коммуникационные формы
В учебниках и справочных пособиях обычно выделяется тринадцать ныне существующих славянских языков и ряд мелких языков и диалектов, объединенных общей славянской группой. У этой группы - 3 подгруппы: восточнославянская (куда входят наряду с русским языком белорусский и украинский), западнославянская и южнос ...
Голод
1892 года на территории Курщины
Из журнала заседаний 17 очередного Курского Губернского земского собрания со 2-го по 14-е декабря 1891г От 2-го декабря 1891г Речь Курского Губернатора на открытии Собрания: « Милостивые Государи! Тяжелое бедствие, которое постигло в этом году многие местности нашей губернии в виде недорода хлеба в одних уе ...
История создания крейсера
Тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) пр.1143.5 разработан Невским проектно-конструкторском бюро на основе пр.1143.4 ("Баку", позднее Адмирал Горшков) с использованием опыта создания кораблей пр.1153 и 1160. Эскизное проектирование начато в 1977 г., завершено в июле 1980 г. и окончательно проект утв ...