История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Завершение объединения русских княжеств под властью Москвы
Страница 3

Материалы » Завершение политической централизации Руси » Завершение объединения русских княжеств под властью Москвы

На западных землях Руси, которые вошли в состав Великого княжества Литовского и Русского, в 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит.

В объединительном процессе русская церковь сыграла значительную роль. После избрания в 1448 г. митрополитом рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной).

Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии: Киевскую и Московскую. Их объединение произойдёт после воссоединения Украины с Россией[5].

Борьба внутрицерковная была связана с появлением ересей. В 14 в. в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

В конце 15 в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (её зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землёй и крестьянами.

На некоторое время данные взгляды совпали со взглядами Ивана 3-го. Не было единого мнения также среди церковников. Во главе с основателем Успенского монастыря (в данное время Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) Иосифом Волоцким воинствующие церковники резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землёй и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви.

Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами − по имени Нила Сорского, который уединился в скиту на реке Соре на Вологодчине[6].

Церковные иерархи провозглашали самодержца царем зёмным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.

Иван 3-й на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и национальной, и государственной.

Страницы: 1 2 3 

Военно-оперативные структуры
К началу 1939 г. территория Советского Союза была разделена на 16 военно-административных единиц: Ленинградский (ЛВО), Калининский (КалВО), Белорусский особый (БОВО), Киевский особый (КОВО), Харьковский (ХВО), Орловский (ОрВО), Московский (МВО), Северо-Кавказский (СКВО), Приволжский (ПриВО), Закавказский ( ...

Политические преобразования в обществе. Демократизация политической системы
После прихода к власти в 1985 г. М.Горбачёв не планировал проводить реформирование политической системы СССР. XXVII съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1986 г., проходил под прежним лозунгом «КПСС – руководящая сила советского общества». На съезде была принята новая редакция программы партии, в которой главн ...

Высшее командование Красной Армии: корректировка стиля руководства и повтор ошибок 1942 года
К концу 1942 года напряжение в борьбе на советско–германском фронте достигло своего апогея. Союзники по антигитлеровской коалиции приступили к согласованным действиям, их ощутимые поставки положительно сказывались на советском производстве, оснащали Красную Армию современной техникой[2]. Эти факторы, а такж ...