История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Завершение объединения русских княжеств под властью Москвы
Страница 3

Материалы » Завершение политической централизации Руси » Завершение объединения русских княжеств под властью Москвы

На западных землях Руси, которые вошли в состав Великого княжества Литовского и Русского, в 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит.

В объединительном процессе русская церковь сыграла значительную роль. После избрания в 1448 г. митрополитом рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной).

Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии: Киевскую и Московскую. Их объединение произойдёт после воссоединения Украины с Россией[5].

Борьба внутрицерковная была связана с появлением ересей. В 14 в. в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

В конце 15 в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (её зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землёй и крестьянами.

На некоторое время данные взгляды совпали со взглядами Ивана 3-го. Не было единого мнения также среди церковников. Во главе с основателем Успенского монастыря (в данное время Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) Иосифом Волоцким воинствующие церковники резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землёй и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви.

Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами − по имени Нила Сорского, который уединился в скиту на реке Соре на Вологодчине[6].

Церковные иерархи провозглашали самодержца царем зёмным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.

Иван 3-й на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и национальной, и государственной.

Страницы: 1 2 3 

Борьба вокруг наследия В.И. Ленина
«Завещание» - название, которое было дано последним работам вождя большевиков[1] не самим Лениным. Оно было придумано уже после его смерти. Название «Завещание» возникло, во-первых, потому, что через год Ленин умер; во-вторых, потому, что в последних статьях он обратился к стратегическим вопросам и в-третьи ...

Революционные события в Беларуси в 1905-1907 гг.
Беларусь накануне I Российской революции. Обострение противоречий и национального вопроса Начало XX века было для исключительно бурным. Объективная потребность безотлагательного решения многих экономических, политических и социальных вопросов вызвала кризис самодержавной власти и пробудила к активной деятел ...

Церковная реформа
Пётр вырос не под таким сильным влиянием богословской науки и не в такой благочестивой обстановке, как росли его брать и сёстры. От своей матери и патриарха Иоакима он не раз встречал осуждение за свои привычки и знакомство с еретиками. При патриархе Андриане (1690-1700), слабом и не смелом человеке, Пётр в ...