История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Пропорции человеческого прогресса

Суммировав достижения различных этнических периодов и сравнив их между собой в качестве отличных друг от друга групп фактов, мы получили общее представление об относительном объеме и пропорциях человеческого прогресса в эти периоды.

"Прежде, чем человек смог достигнуть состояния цивилизации, необходимо было, чтобы он мог овладеть всеми ее элементами. Превращение человека сначала из примитивного дикаря в варвара самого низкого типа, и затем из варвара в грека гомеровского века или еврея времен Авраама - означает изумительную перемену в его состоянии". [12]

Главнейшими созданиями современной цивилизации являются: электрический телеграф, светильный газ, паровая машина и многие другие изобретения, упоминать которые нет необходимости.

Современные цивилизация возродила и впитала в себя то, что было ценного в древней цивилизации. Но хотя ее вклад в общую сумму человеческого знания был обширен, блестящ и сделан в весьма короткий срок, он далеко не столь несоразмерно велик, чтобы затмить более древние цивилизации и умалить их относительное значение.

Употребление письма, или равнозначных ему иероглифов на камне является отчетливым признаком начала цивилизации.

И по этому поводу Льюис Генри Морган говорил, что "Без литературных памятников не существовало бы, можно сказать, ни истории, ни цивилизации". [13]

Пользуясь гомеровскими поэмами, как путеводителем и переходя далее к позднейшему периоду варварства, отметим из сферы знаний и опыта человека: изобретение стихотворной формы, древнюю мифологию, храмовую архитектуру, знакомство с хлебными злаками за исключением маиса, города, обнесенные каменными стенами, сооружении кораблей и др. такова главнейшая часть замечательных достижений высшего класса варваров вместе с достигнутым на этой основе умственным и моральным развитием.

"Отступая отсюда в средний период варварства, мы находим отчетливые данные и относительный порядок, в котором появились учреждения, изобретения и открытия, оказывается менее ясными; однако мы не лишены некоторых указаний, ведущих нас даже в этих отдаленных веках прошлого арийской семьи". [14]

Вступая теперь в средний период варварства, отметим подобным же образом из сферы человеческого опыта: процесс производства бронзы, стада домашних животных, общинные дома со стенами из необожженного кирпича и тесаных камней, свайные постройки на озерах, употребление древесного угля и т.д. Совокупность достижений этого периода менее значительна, чем последующего, но по отношению ко всей сумме человеческого прогресса она очень велика.

Вступая в древнейший период варварства, отметим из сферы достижений человека: конфедерацию, основанную на родах, что дало общественный строй более высоко организованный, открытие и возделывание маиса, ручное ткачество, почитание стихий, и наконец, гончарное искусство.

Если правильно оценить важность достижений человечества на протяжении трех подпериодов варварства, то эти достижения следует считать грандиозными не только по количеству и своей внутренней ценности, но и по тому умственному и нравственному развитию, которым они необходимым образом сопровождались.

Восходя далее, к продолжительному периоду дикости, отметим из области человеческого знания: организацию, состоящую из родов, фратрий, племен, синдасмическую семью, почитание стихий, многосложную речь, лук и стрелу, знакомство с использованием огня и, наконец, язык жестов.

Исключив эти достижения в том порядке, в котором они появлялись, мы вплотную приблизимся к младенческому периоду существования человека.

Развитие человечества, с начала, и до конца, совершалось в геометрической, не в строгом смысле, но по существу прогрессии. Вследствие этого, хотя прогресс совершался наиболее медленно в первый период и наиболее быстро в последний, относительный объем прогресса мог быть наибольшим в первом периоде, если брать достижения каждого периода в отношении к общей их сумме.

Какова была относительная продолжительность этих этнических периодов, представляется законным объектом догадок. Точное определение невозможно, но можно попытаться сделать это хотя бы приблизительно.

По теории геометрической прогрессии период дикости должен был быть длиннее периода варварства, как последний в свою очередь длиннее периода цивилизации.

"По такому расчету наиболее развитая часть человеческой расы провела три пятых своей жизни в диком состоянии. Из остального времени двадцать тысяч лет, или одна пятая должны быть положены на древний период варварства. Для среднего и позднейшего периода остается пятнадцать тысяч лет, и для периода цивилизации примерно пять тысяч лет"[15].

Экономическая политика в царствование Александра III /1881-1894 гг./, как время формирования капиталистических отношений в России /Пореформенное развитие страны 1861 -1881 гг./
После эпохи «Великих реформ» 1860 -1870 гг. страна вступила в следующий период своей истории, получившей «кастр-реформ». При Александре III многие преобразования, проведенные правительством его отца, не только не получили дальнейшего развития, но были серьезно урезаны, а некоторые прямо отменены. Были введе ...

Захват "арендных территорий". Раздел Китая на сферы влияния
Японо-китайокая война была началом нового общего наступления колонизаторов на Китай. "Япония . — указывал В. И. Ленин, — попробовала пробить брешь в китайской стене, открывая такой лакомый кусок, который сразу ухватили зубами капиталисты Англии, Германии, Франции, России и даже Италии" *. Наряду ...

Государства Ирана во второй половине XVI в.
Долгая борьба между двумя туркменскими государствами завершилась тем, что в 1467 г. войска Кара - Коюнлу были разгромлены войсками Ак - Коюнлу близ г. Муша в южной Армении, где и сам Джаханшах погиб. После этого Узун Хасан Ак - Коюнлу (1453-1478 гг.), крупный полководец, овладел в 1468 г. Азербайджаном. Пра ...