История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Общие экономические итоги России в годы «Великих реформ» и в Пореформенный период исторического развития страны

Материалы » Экономическое развитие России во второй половине XIX века » Общие экономические итоги России в годы «Великих реформ» и в Пореформенный период исторического развития страны

1860-1890-е гг. разительно изменили облик России. Современники называли реформы тех лет "Великими"; историки сейчас иногда говорят о "революции сверху". Реформы открыли путь интенсивному развитию капитализма в экономике России. Вместе с тем они значительно изменили социальную и отчасти политическую жизнь страны. Миллионы бывших крепостных, получив гражданские права, включались в общественную жизнь. Был сделан важный шаг к равенству всех сословий, к становлению гражданского общества (т.е. общества самостоятельного, живущего независимой от государства жизнью) и правового государства (системы, в которой деятельность власти ограничена законом). В целом эти изменения носили либеральный характер.

Проводя реформы, самодержавие шло в ногу с веком. Ведь 1860-1870 гг. для многих стран были временем модернизации (отмена рабства и гражданская война в Соединенных Штатах Америки 1861-1865 ГГ., начало европеизации Японии - "революция Мэйдзи" 1867-1868 ГГ., завершение объединения Италии в 1870 г. и Германии в 1871 г.). Административный и общественный строй России, сохранив немало пережитков, все же стал гораздо гибче, динамичнее, ближе к европейскому укладу, к требованиям времени. Новый суд - в целом скорый и правый - укреплял гражданский порядок, чувство законности. Благодаря земствам в деревне появились врачи, агрономы, ветеринары, новые школы, проводились глубокие статистические исследования. Расширение свободы· слова, преподавания, научного поиска стимулировало успех науки, рост политической культуры.

Получив долю независимости, общество повело работу, которая была не по силам правительственной администрации. Раскрепощенная энергия, инициатива и личная заинтересованность граждан стали для государства подспорьем в решении его задач: Но путь преобразований "сверху" был глубоко противоречив: он не затронул основы той силы, которая проводила реформы, - государственной власти; а самодержавная государственность внутренне была чужда либеральным началам.

[1] Все монархи мира. Россия/ под рук. К. Рыжова. - Москва: Вече - 1999

[2] История России с древности до наших дней./ под редакцией М.Н.Зуева, Москва, «Высшая школа», 1998 г.

[3] Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы./! под редакцией А.С.Орлова, А.Ю. Полунова и Ю.А. Щетинова, Москва, издательство «Простор», 1994 год.

Письма
Письма — уникальный, ни на что не похожий вид исторического источника. Они представляют большую ценность для исторических исследований. В источниковедении их можно рассматривать в нескольких качествах: 1) как газетный жанр; 2) как разновидность делопроизводственных документов; 3) самостоятельное значение ...

Воспитание и школа в древней Индии
История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую. Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского полуострова до 1-й половины 2-го тысячеления н. э. - соответствовала культурному уровню первых государств ...

Христианскаярелигия о роли женщины. Библия о статусе женщины
В книге Бытия (1:27) говорится: «И сотворил (bara) Бог человека по образу своему, по образу своему сотворил (bara) его; мужчину и женщину сотворил (bara) их». Почему Святой дух говорит «его», а затем говорит «их»? Потому что внутри него были они. Но это не говорит о том, что внутри него было два тела. В 27 ...