История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Специфика охранной политики по отношению к памятникам истории Нового времени.
Страница 3

Материалы » Характерные черты цивилизации нового времени на территории других стран » Специфика охранной политики по отношению к памятникам истории Нового времени.

· Интенсификация внешней торговли служит добавочным, вспомогательным способом ослабления диссонанса между цивилизацией и внешней средой. Торговые (экономические) связи до эпохи Новой истории являются запасным инструментом внешней экспансии и внутрипопуляционного унифицирования.

· Этапы развития цивилизации внешне похожи на три фазы развития биологического организма: рост – расцвет – упадок. Поэтому современные теоретики вслед за античными распространили этапы жизни человека (детство – зрелость – старость или детство – юность – зрелость – старость) на общественные организмы. Однако механизм их развития иной, чем у биологических организмов.

· Цивилизации не приходят в упадок в результате спонтанного внутреннего развития, ничего не оставляя после себя. Любые концепции замкнутых цивилизаций неисторичны. В столкновении с внешней средой цивилизации могут либо погибнуть, либо победить, либо деформироваться, сохранив свою основу, либо столь качественно изменить свои соционормативные принципы и производную от них систему ценностей, что превращаются в цивилизации второго порядка (вторичные). Поэтому полный цикл развития цивилизаций предполагает четыре фазы: возникновение – рост (расширение) – расцвет (совершенствование) – перестройка. Развитие цивилизаций может быть прервано или деформировано на каждом из ее этапов. Но особенно следует обратить внимание на последний из них. То, что современные исследователи зачастую воспринимают как кризис и упадок цивилизации, является по сути ее перестройской и рождением нового качества – вторичной цивилизации.

· «“Прогрессивность” одних цивилизаций по сравнению с другими определяется характером структурного соотношения коллективного и индивидуального начал в их соционормативной культуре. Общественная организация, создающая лучшие условия для развития индивидуальных способностей (часто это выражается в степени индивидуальной свободы), выступает в роли более “прогрессивной”, так как содержит в себе более высокий потенциал для развития (производительных сил, познания природы и закономерностей развития общества, искусства). Поэтому в процессе исторического развития человечества в роли ведущей, более прогрессивной на данный момент, цивилизации (определяющей “лицо” данного этапа-стадии общественного развития) выступает то одна, то другая локальная цивилизация»[3].

[1] Михайлова Н.В. Познание истории – ключ к прошлому, настоящему и будущему. Пособие для студентов юридических вузов. М. «Щит-М», 2003. 217 с.;

[2] Темейникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, М., «Дрофа», 1998 г. 278 с.;

[3] Всемирная история в 24-х томах. Минск, «Современный литератор», 2000;

Страницы: 1 2 3 

Причины перехода к патриархату: социально-экономические и антропологические
Наш учебник «История России с древнейших времен до конца XVII века» под редакцией А.Н. Сахарова объясняет причины перехода от матриархата к патриархату следующим образом: «Переход к производящему хозяйству составляет суть неолитической революции. Думается, что основоположником производящего хозяйства явилас ...

Начало индустриализации страны (1926-1928 гг.)
В 1926 году Советский Союз вступил в новый период своего развития – в период борьбы за индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства [17]. Осложняло дело то, что осуществление этих грандиозных задач практически совпало по времени: обе они в основном и главном были решены в годы первых двух п ...

На вершине власти. Н.С. Хрущев - Председатель Совета Министров СССР.
В марте 1958 года в Кремле открылась первая сессия Верховного Совета пятого созыва. Председатель Совета Министров (Н.Булганин), направил в адрес вновь избранного Верховного Совета письмо, где, в частности, говорилось: «В соответствии со статьей 70 Конституции СССР и в связи с тем, что вопрос об образовании ...