История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Савонарола как христианский представитель итальянского ренессанса

Материалы » Ренессанс и гуманизм. Савонарола » Савонарола как христианский представитель итальянского ренессанса

Итак, у истоков итальянского возрождения стоял Савонарола. Одним из центров Возрождения стала Флоренция[4]. Джироламо родился в 1452 году в аристократической семье (его отец был гуманистом) близ Флоренции в Ферраре[5]. Он получил блестящее образование. Против воли родителей в молодом возрасте поступил в доминиканский монастырь. Там он изучал предание, Писание, философию и другие науки, вскоре стал лектором и проповедником. В возрасте 37 лет переехал во Флоренцию. Там он начал воодушевлённо проповедовать порицать Италию во всевозможных грехах. При чём его обличительные проповеди были направлены не только на мирян, но и на знатных людей, включая дом Медичи, который правил в то время во Флоренции и славился своей любовью к роскоши и искусству, но не к благочестию. "Приди сюда, бесчестная Церковь. ., роскошь сделала из тебя бесстыдную девку. Ты хуже скота", - возглашал доминиканец с проповеднической кафедры". Савонарола порицал также высший клир включая Папу, так, что в последствии он поплатился своей жизнью за свою категоричность и бескомпромиссность.

Через несколько лет после своего приезда во Флоренцию, Медичи изгнали из города и Савонарола занял место управителя. "Три года он фактически управлял теократической республикой Флоренции, в которой всё подчинялось церковным регламентам"[6]. Через некоторое время ему запретили проповедовать, а потом и отлучили от церкви. Некоторое время жители города не выдавали его папским властям, но потом всё изменилось: жители выдали его и после ужасных пыток, он был повешен, а затем сожжён на костре в 1498 году.

Проповеди Савонаролы были очень популярны, и имели большое влияние на слушающих. Их популярность подчёркивается ещё и тем, что по заказу Султана его проповеди переводили на турецкий язык. Следует также отметить, что методика управления его включала цензуру и насилие. "Он полагал, что необходимо отвергнуть ренессансную культуру во всех её формах, от классического, светского искусства и построить республику благочестия и добродетели. Во время карнавала в 1496 году Савонарола устроили "сожжение сует" - в огонь летели такие орудия греха, как парики, нескромная одежда и непристойные книги"[7]. Хотя, как выше отмечалось, он выступал против конкретных проявлений возрождения: против постановки человека в центр внимания и интереса вместо Бога, против акцента более на искусстве, чем на благочестии, но он соглашался с самим принципом, а именно, что дальше так жить, как жила церковь. Необходимо возрождение и изменение. И хотя он не призывал к реформации церковной структуры, как это делали реформаторы: например Цвингли, Кальвин и конечно же Мартин Лютер. Но особо подчёркивал, что моральный облик церкви должен непременно измениться. "В частности, П. Виллари писал: "Только тот, кто близко не знает Савонаролы, может подумать, что он как бы хочет возвратиться к средним векам, принести землю в жертву небу, жизнь гражданскую - церковной. Но тому, кто хорошо изучил его жизнь, его труды, он открывается таким, каким он был на самом деле. Он жаждал всего идеального в христианском смысле этого слова, настойчиво твердил современникам, что без добродетели, без самоотречения, без нравственного величия как отдельный человек, так и целое общество неминуемо идут к погибели. Окруженный учеными, философами, поэтами и артистами, между которыми насчитывалось немало горячих его последователей, он вовсе не был врагом итальянского Возрождения. Но он лишь ясно видел, чувствовал, чего недоставало этому движению и что впоследствии привело эту эпоху кгибели. Вере в добродетель, освящаемую религией и освящающую человеческую свободу, он посвятил всю свою жизнь и за нее умер. В итальянском Возрождении, существенную часть которого он составляет, Савонарола является фигурой героической, окруженной ореолом мученичества…"[8].

Социально-экономическое развитие
Восстановление национальной государственности после почти двухвекового византийского господства стало главным событием болгарской истории XIII - XIV вв. Осенью 1187 г. в городе Великое Тырново, ставшем столицей Болгарии, торжественно коронован царь Асень I, а тырновский митрополит Василий был провозглашен а ...

Сущность государственно-правового положения Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой
Во главе Литовского государства стоял великий князь, который обычно назывался «господарь». Его положение в государстве было двоякое: одно в землях, находившихся в непосредственном его владении, и иное в удельных княжествах. В своих княжеских землях он был неограниченный самодержавный монарх, но в правление ...

Расширение феодального землевладения
К середине XII в., когда завершился процесс перехода к феодальной раздробленности, на основе Киевской Руси возникло около 15 самостоятельных княжеств, соответствующих прежним территориальным единицам: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Киевское, Муроме-Рязанское, Переяславское, Полоцко-Минское, Смоле ...