История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Введение
Страница 1

В 1985-86 гг. по инициативе М.С. Горбачёва началось проведение реформы экономической системы СССР. Однако руководство СССР не имело научно разработанной и политически обоснованной концепции реформы, в которой были бы отражены исходные позиции, определены задачи и цели, механизм решения экономических проблем. Постепенно изменения условий развития производства и методов руководства экономикой переросли в реформирование внутриполитического устройства и внешней политики нашего государства. Преобразования в социально-экономической и общественно-политической сферах вышли за пределы, намечаемые «перестройкой». Они привели к распаду существовавшего на протяжении семи с лишним десятилетий советского государства.

Актуальность данной темы в наши дни обусловлена тем, что даже когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица периода перестройки, политические и экономические преобразования в России продолжаются. Достижения и ошибки М.С. Горбачёва и его соратников сохраняет актуальность и более чем через да десятилетия после начала реформ. Хотя реформы в связи с распадом тогдашнего Советского Союза, казалось, потерпели неудачу, они, тем не менее, одержали победу. Те сложные вопросы и проблемы, которые существуют в России в настоящее время, становятся более объяснимыми и понятными при рассмотрении попыток реформирования в СССР во второй половине 1980-х гг.

В данной работе моей целью являлось осуществление анализа и рассмотрение логики происходящих исторических явлений и процессов в 1985-1991 гг.

Конечной цели невозможно достичь не рассмотрев основные элементы жизни последнего периода существования СССР: 1) социально-экономические реформы; 2) внутриполитические преобразования; 3). диаметральную смену внешнеполитического курса.

Поэтому при исследовании темы «Перестройка в СССР» необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть причины и предпосылки начала проведения реформ М.С. Горбачёва;

- изучить социально-экономические реформы, и выявить причины их неудач;

- описать политические реформы в СССР, их неподготовленность и стихийность;

- проанализировать основные направления внешнеполитического курса СССР

- оценить результаты и последствия «перестройки» в контексте современного развития России.

В качестве источников я использовала периодическую литературу того времени, а именно газету "Правда" материалы, ХХVII съезда КПСС, пленумов ЦК КПСС, ХIХ партконференции[1] а также книги: М. С. Горбачёва «Октябрь и перестройка: революция продолжается», “Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира”.[2]

Книга Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева — это размышления о перестройке, о проблемах, которые встали перед страной, о масштабах перемен, о сложности, ответственности и неповторимости нашего времени. Значительная ее часть посвящена новому политическому мышлению, философии внешней политики.

В качестве источников также были использованы воспоминания помощников и соратников Горбачёва.[3]

Ещё одним источником послужил сайт Орловской областной администрации, с которого была взята информация о реформах сельского хозяйства в период перестройки.[4]

Литература на которую я опиралась при написании курсовой работы учебные пособия, монографии и справочники.[5]

В учебниках для вузов под редакцией А.Ф. Киселёва, А.М. Щагина и А.Б. Безбородова доступно и понятно изложена суть внутриполитических процессов и реформ горбачёвского шестилетнего правления.[6]

В монографиях В.В. Согрина, В.А, Печенева подробно рассматривается событие двадцатилетней давности - перестройка, имеющее громадное историческое значение для нашей страны и всего мира. На основе глубокого анализа политических и экономических процессов, протекавших в СССР во второй половине 1980-х годов, авторы пытаются ответить на два важнейших вопроса нашего времени: было ли необходимо начатое М.С. Горбачевым коренное переустройство государственной и партийной систем СССР и кто, каким образом и почему сделал процесс преобразований необратимым? Ими используется собственный обширный архив документов.[7]

Страницы: 1 2

Предпосылки и ход августовского путча 1991 года
К середине 1991 года деструктивные процессы в стране развивались столь интенсивно, что для восстановления элементарной управляемости обычных мер было уже не достаточно. И это осознавали все политические силы. За право вывода страны из кризиса боролись два четко обозначившихся центра политической власти: сою ...

Нюрнбергский процесс.
Судебный процесс по делу главных военных нацистских преступников проходил в Нюрнберге (Германия) в Международном военном трибунале с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года. 407 заседаний. Судебный процесс над главными немецкими военными преступниками. Союз Советских Социалистических Республик, Соединен ...

Традиционные коммуникативные системы. Вербальные коммуникационные формы
В учебниках и справочных пособиях обычно выделяется тринадцать ныне существующих славянских языков и ряд мелких языков и диалектов, объединенных общей славянской группой. У этой группы - 3 подгруппы: восточнославянская (куда входят наряду с русским языком белорусский и украинский), западнославянская и южнос ...