История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Литература и искусство

Писатели и поэты Таджикистана, как и все деятели многонациональной литературы, пером и штыком помогали сражающемуся народу. Часть из них: X. Юсуфи, А. Назаров, X. Карим, С. Улугзаде, В.Ф. Кириллов, А. Пирмухаммадзаде, Ф. Ниязи, Л. Бузургзаде, Б. Рахимзаде и другие – находились в рядах Красной Армии. Хаким Карим, Хабиб Юсуфи, Лутфулло Бузургзаде, Абдушукур Пирмухаммадзаде пали смертью храбрых на поле брани.

Ведущей темой в таджикской литературе была, естественно «тема борьбы с фашистскими захватчиками, воспитания ненависти к врагу, воспевания доблести и отваги героев фронта и тыла».

В своих патриотических произведениях, таких, как «Ба шахри Ленин» («Городу Ленина»), «Вперед, к оружию, друзья!», «Ба бародари рус» («Русскому брату»), «Дом Тараса будет освобожден», «Fалабаи Таня» («Танина победа» – посвященная Зое Космодемьянской) и других, А. Лахути призывал свободолюбивый таджикский народ, его воинов к решительной борьбе с фашизмом.

Устод С. Айни в цикле исторических очерков («Восстание Муканны», «Герой таджикского народа Темурмалик» и др.) и публицистических статей, отображая героическое прошлое таджикского народа, развивал у читателей высокие чувства советского патриотизма и ненависти к заклятому фашизму.

В боевых реалистических стихах М, Турсунзаде («Памяти капитана» – о подвиге Гастелло, «Железная дорога», «Таджикский богатырь», «На войну» и др.), в поэмах М. Миршака-ра «Кишлоки тиллой» («Золотой кишлак»), «Мо аз Боми чахон» («Мы – с Крыши мира»), пламенной лирике А. Дехоти, М. Рахими, Б. Рахим-заде, Розии Озод, прозаических произведениях Д. Икроми, Р. Джалила, Ф. Ниязи, стихах молодых поэтов А. Каххори, А. Шукухи, М. Фархата изображался колоритный образ отважного таджика-фронтовика, раскрывался ратный подвиг советских бойцов на фронте и самоотверженный труд народа в тылу. Мастера слова внушали советскому читателю уверенность в окончательной победе над фашизмом.

Деятели искусства Советского Таджикистана также стремились показать пафос борьбы за освобождение Родины от фашистских захватчиков. В этом ключе работали творческие коллективы таджикских театров. Популярной формой театрального искусства в период войны стал «Концерт-митинг». Театральные коллективы республики выступали с концертами в воинских частях, на призывных пунктах, в госпиталях, перед рабочими и колхозниками, непосредственно на предприятиях, стройках и бригадных станах. За годы войны творческие бригады мастеров искусства побывали на пяти фронтах и дали около тысячи концертов. Они совершили несколько гастрольных поездок в Иран, где выступали перед бойцами и командирами Красной Армии и населением.

Художники республики создали целый ряд замечательных полотен, посвященных героике тех незабываемых лет. Наиболее распространенным жанром в изобразительном искусстве был плакат, броско и ёмко изображавший ту или иную тему на злобу дня. В течение войны в республике было издано свыше 300 плакатов и лозунгов общим тиражом 850 тыс. экземпляров.

Кинематографисты Таджикистана, совместно с эвакуированной в Душанбе Московской студией «Союздетфильм» выпустили несколько полнометражных фильмов, в том числе первый таджикский фильм на военную тему – «Сын Таджикистана» и документальные ленты, повествующие о боевых и трудовых делах таджикского народа. Студия регулярно выпускала киножурнал «Советский Таджикистан», который демонстрировал эпизоды трудового пафоса населения республики. За 1941–1944 гг. было проведено примерно 60 тыс. киносеансов, которые посетило около миллиона зрителей.

Традиционная система образования
В Республике Хорватия обязательное базовое восьмилетнее образование. Подавляющее большинство школ – государственные. В последние годы открылось несколько экспериментальных частных школ. Базовая школа включает две ступени: первую – четырехлетнюю, где обучение ведет один преподаватель, и вторую – тоже четырех ...

Музыка древнего Египта.
Музыка - одна из проблемнейших областей в истории древнеегипетской культуры. Нам хорошо известны древнеегипетские инструменты, среди которых особое место занимала арфа, духовые и ударные, причем как по росписям и рельефам, так и благодаря раскопкам; прекрасные образцы музыкальных инструментов имеются в Егип ...

Аристарх Самосский
Аристарх жил около 310 – 250 гг. до н. э. Родился на острове Самос. Он был учеником физика Стратона из Лампсака. Его учитель принадлежал к школе Аристотеля и в конце жизни даже руководил Ликеем, созданным Аристотелем. Аристарх был одним из основателей знаменитой Александрийской библиотеки и Мусейона – гла ...