История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Литература и искусство

Писатели и поэты Таджикистана, как и все деятели многонациональной литературы, пером и штыком помогали сражающемуся народу. Часть из них: X. Юсуфи, А. Назаров, X. Карим, С. Улугзаде, В.Ф. Кириллов, А. Пирмухаммадзаде, Ф. Ниязи, Л. Бузургзаде, Б. Рахимзаде и другие – находились в рядах Красной Армии. Хаким Карим, Хабиб Юсуфи, Лутфулло Бузургзаде, Абдушукур Пирмухаммадзаде пали смертью храбрых на поле брани.

Ведущей темой в таджикской литературе была, естественно «тема борьбы с фашистскими захватчиками, воспитания ненависти к врагу, воспевания доблести и отваги героев фронта и тыла».

В своих патриотических произведениях, таких, как «Ба шахри Ленин» («Городу Ленина»), «Вперед, к оружию, друзья!», «Ба бародари рус» («Русскому брату»), «Дом Тараса будет освобожден», «Fалабаи Таня» («Танина победа» – посвященная Зое Космодемьянской) и других, А. Лахути призывал свободолюбивый таджикский народ, его воинов к решительной борьбе с фашизмом.

Устод С. Айни в цикле исторических очерков («Восстание Муканны», «Герой таджикского народа Темурмалик» и др.) и публицистических статей, отображая героическое прошлое таджикского народа, развивал у читателей высокие чувства советского патриотизма и ненависти к заклятому фашизму.

В боевых реалистических стихах М, Турсунзаде («Памяти капитана» – о подвиге Гастелло, «Железная дорога», «Таджикский богатырь», «На войну» и др.), в поэмах М. Миршака-ра «Кишлоки тиллой» («Золотой кишлак»), «Мо аз Боми чахон» («Мы – с Крыши мира»), пламенной лирике А. Дехоти, М. Рахими, Б. Рахим-заде, Розии Озод, прозаических произведениях Д. Икроми, Р. Джалила, Ф. Ниязи, стихах молодых поэтов А. Каххори, А. Шукухи, М. Фархата изображался колоритный образ отважного таджика-фронтовика, раскрывался ратный подвиг советских бойцов на фронте и самоотверженный труд народа в тылу. Мастера слова внушали советскому читателю уверенность в окончательной победе над фашизмом.

Деятели искусства Советского Таджикистана также стремились показать пафос борьбы за освобождение Родины от фашистских захватчиков. В этом ключе работали творческие коллективы таджикских театров. Популярной формой театрального искусства в период войны стал «Концерт-митинг». Театральные коллективы республики выступали с концертами в воинских частях, на призывных пунктах, в госпиталях, перед рабочими и колхозниками, непосредственно на предприятиях, стройках и бригадных станах. За годы войны творческие бригады мастеров искусства побывали на пяти фронтах и дали около тысячи концертов. Они совершили несколько гастрольных поездок в Иран, где выступали перед бойцами и командирами Красной Армии и населением.

Художники республики создали целый ряд замечательных полотен, посвященных героике тех незабываемых лет. Наиболее распространенным жанром в изобразительном искусстве был плакат, броско и ёмко изображавший ту или иную тему на злобу дня. В течение войны в республике было издано свыше 300 плакатов и лозунгов общим тиражом 850 тыс. экземпляров.

Кинематографисты Таджикистана, совместно с эвакуированной в Душанбе Московской студией «Союздетфильм» выпустили несколько полнометражных фильмов, в том числе первый таджикский фильм на военную тему – «Сын Таджикистана» и документальные ленты, повествующие о боевых и трудовых делах таджикского народа. Студия регулярно выпускала киножурнал «Советский Таджикистан», который демонстрировал эпизоды трудового пафоса населения республики. За 1941–1944 гг. было проведено примерно 60 тыс. киносеансов, которые посетило около миллиона зрителей.

Распад СССР
Крайне сложную политическую ситуацию до предела обострил и кризис национальных отношений, приведший в конечном итоге к распаду СССР. Первым проявлением этого кризиса стали события в Казахстане в конце 1986 года. В 1988 году начался конфликт между двумя Кавказскими народами – армянами и азербайджанцами – из- ...

Болгария в XIII в.
Болгария в XIII - XIV вв. являлась централизованной монархией. В ряду правителей Второго Болгарского царства есть очень яркие фигуры. Конец анархии и периоду многочисленных дворцовых переворотов был положен царем Калояном (1197-1207), которому удалось значительно раздвинуть границу его страны. Были освобожд ...

Отношение русской православной церкви к женщине
В обществе, где женскую специфику без всяких отговорок воспринимают как подчиненность, мужчины, пусть на разных уровнях и в разных сферах, всегда пребывают в верхней части той пирамиды власти и ответственности, в образе которой многие представляют себе церковь. Что же касается места женщин, то оно находится ...