Законодательные акты и их значение
Законодательство относится к числу важнейших документов по истории любого общества, поскольку оно составляет правовую основу государства; оно регулирует и направляет всю повседневную работу государственных и общественных организаций, вводит отношения между гражданами и организациями в определенную юридическую норму.
Значение этих документов очень велико. Законодательный акт — особый вид исторического источника, требующий применения определенных приемов анализа, позволяющих наиболее полно раскрыть его содержание, значение, особенности. При общности основных принципов изучения законодательных актов методика работы с ними не одинакова. Это зависит от типа документа, назначения, времени создания и пр. Среди отличий законодательных источников приходится отметить отличия и по чисто номенклатурному принципу. До Конституции СССР 1936 г. существовало много разновидностей законодательных актов; конституции, постановления съездов Советов, решения сессий ЦИК СССР. Какое-то время, помимо декретов, силу закона имели постановления и распоряжения ВЦИК и СНК.
Этот период характеризуется отсутствием устойчивой терминологии законодательных актов. Разнородные по содержанию и функциональному назначению документы имели иногда одинаковые обозначения, а однородные по содержанию акты именовались отлично друг от друга.
Источниковедческий анализ законодательства может проводиться в ряде плоскостей. В каждом случае будет специфическая постановка задачи: изучение истории текста акта как процесса в целом и его отдельных звеньев, установление роли того или иного лица в его разработке; анализ места акта в системе законодательства; выяснение характера законодательной нормы, господствующих правовых представлений; исследование законодательного акта в плане отражения в нем тех или иных аспектов социально-исторической действительности, констатации существующих представлений; анализ процесса его реализации, толкования и др. аспектов его жизни до момента утраты им юридической силы или переработки.
И все же методика работы с законодательными актами лучше, чем с другими видами источников, поддается определенному обобщению. Поэтому в приведенной ниже лекции акцент будет сделан на методической стороне дела.
Исполнительные органы
(способ формирования, функции, подчиненность)
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Министров СССР.
Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета ...
Причины и предпосылки реформ, их ход и значение
Либеральные реформы 1860 -1870-х гг. стали одним из переломных событий XIX в., новым этапом европеизации России, попыткой преодолеть отрыв от стран – лидеров развития. Александр II, вступивший на престол после смерти Николая I в 1855 г., решился на их проведение с учётом комплекса обстоятельств. Первое заяв ...
Основные направления внешней политики России в первой половине ХVIII века
Основные направления внешней политики России в конце XVII – начале XVIII века определялись необходимостью получить доступ к морям:
§ к Балтийскому – западное;
§ к Черному – южное;
§ к Каспийскому – восточное направления.
Внешняя политика накануне XVIII века.
В 1695 году молодой царь Петр предпринял пох ...
