История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Делопроизводственная документация государственных учреждений и общественных организаций

Материалы » Источниковедение истории советского общества » Делопроизводственная документация государственных учреждений и общественных организаций

Делопроизводственные документы составляют наиболее обширную группу источников. Управление есть не что иное, как процесс передачи, оценки, преобразования информации и осуществляется в значительной мере в форме бумажного документооборота. Документы свидетельствуют и удостоверяют факты, события, права, обязательства, компетенцию, полномочия, подтверждают и доказывают их. Значение документов как исторических источников определяется в зависимости от их роли в общественном развитии и от научно-исторической ценности заключенных в них сведений.

В советское время делопроизводственные документы значительно увеличиваются в количественном отношении, и неизмеримо возрастает их роль в отражении всех аспектов жизнедеятельности общества. Решающее значение в характере этих процессов сыграли особенности становления и развития государственности, формирования нового государственного аппарата на принципах соединения законодательной и исполнительной функций, жесткой централизации, привлечение к управлению широких масс населения, не искушенных в управленческой работе.

Провозглашенный новый тип государства — государство диктатуры пролетариата — довольно быстро трансформируется в государство диктатуры одной партии, а с 20-х годов — аппарата партии, который берет в свои руки не только решение идеологических и политических проблем, но и функции государства. Сращивание партийно-государственных структур, в свою очередь, превращает партию из политической организации единомышленников в бюрократическую государственную структуру со строгой иерархией партийных чиновников. Им подчиняются профессиональные, общественные и творческие организации.

И хотя в советском источниковедении установилась традиция рассматривать документы КПСС как самостоятельный вид источников, фактически эти документы не содержат особых видовых признаков, характерных только для партийных документов. Документы КПСС, как и документы политических, профессиональных, общественных организаций, по своим источниковым характеристикам вполне вписываются в рамки делопроизводственных источников как вида. Стало быть, к ним применимы аналогичные приемы источниковедческой критики. Если в практике непосредственного управления надобность в определенных группах документов постепенно отпадает, их функция как исторических источников остается постоянной. Комплексы взаимосвязанных документов составляют системы документации. В системах документации находят отражение уже не отдельные факты, а последовательность фактов в их многочисленных связях во времени и пространстве. Делопроизводственная документация советского общества возникла не на пустом месте. Формуляры большинства документов без изменений вошли в практику послереволюционного периода. Изменились приоритеты среди разновидностей, социальная окраска и направленность, характер информации, заключенный в традиционных формулярах.

Попробуем привести примерную классификацию делопроизводственной документации:

1. Организационная документация определяет порядок какой-либо деятельности, структуру, компетенцию, задачи, формы и методы исполнения и пр. Это — положения, уставы, правила, статуты, обязательства, договоры, контракты, трудовые соглашения.

2. Распорядительная документация служит для реализации управленческой деятельности. Это продолжение документации организационной. Сюда можно отнести решения, резолюции, приказы, инструкции, циркуляры, распоряжения, поручения, предписания, наказы и пр.

3. Особый вид организационно-распорядительной документации составляют протоколы и стенограммы заседаний коллегий, собраний, съездов, конференций и пр.

4. Текущая переписка предприятий и учреждений (письма, телеграммы, радиограммы, телефонограммы и пр.). Сюда же можно отнести и письма трудящихся в государственные и общественные органы.

5. Плановая документация.

6. Учетная документация.

7. Контрольная документация.

8. Отчеты, в том числе статистическая документация.

Предпосылки реформ Петра 1.
Время Петра Великого, или, иначе говоря, эпоха петровских преобразований,—важнейший рубеж в отечественной истории. Историки давно пришли к выводу, что программа реформ созрела задолго до начала правления Петра I и начались они еще при его. деде и отце— царях Михаиле и Алексее. Перестройка тогда коснулась мн ...

Совершенствование системы финансового управления
Екатерина II после вступления на престол и изучения вопросов государственного управления в Манифесте от 15 декабря 1763 г. так охарактеризовала состояние ревизионного дела: «…в Ревизион-коллегии, как Нам известно, от времени до времени столь великое число умножилось неревизованных счетов, что многие миллион ...

Некоторые проблемы внутренней политики.
Приветствуемый «бурными и продолжительными аплодисментами, переходящими в овацию», Хрущев одержал на XX съезде частичную, но бесспорную победу. Хотя ему и не удалось изменить состав членов Политбюро, он сумел ввести туда в качестве кандидатов несколько своих сторонников, которые вошли также в Секретариат ЦК ...