Введение
Для ряда стран Востока - Турции и Ирана, Китая и Японии — XIX век прошел под знаком реформ. Их изучение представляется сегодня важным и актуальным. Такой опыт мог бы стать инструментом анализа реформаторских устремлений современного человечества, что особенно ценно для тех ситуаций, которые определяются тенденцией быстрого экономического и научно-технического прогресса. Отсюда заметное усиление в последнее время интереса исследователей-тюркологов к углубленному изучению реформаторских преобразований в Турции, особенно к периоду так называемых «благодетельных реформ» («Танзимат - и хайрийе»), длившегося более тридцати лет - с 1839 г. по 1876 г. Пристальное внимание специалистов к реформам Танзимата, к широкому кругу вопросов, связанных с этой темой, определено той большой ролью, которую играл в новой истории Турции этот особый период. Анализ опыта взаимодействия правительства и общества в Османской империи XIX в. дает возможность извлечь уроки и предотвратить возможные ошибки в аналогичных ситуациях в современной обстановке. В настоящий период, когда российское государство переживает трудности внутреннего и внешнего порядка, связанные с экономическими, политическими и социальными проблемами, как нельзя остро стоит вопрос отношений России со странами Ближнего Востока. Не последнюю роль в выработке стратегии общения с ними играет знание истории восточной культуры и просветительства. Реформы Танзимата ознаменовали и обусловили важнейшие экономические, политические, социальные, культурные преобразования в жизни османского общества. Они явились одними из значимых результатов пусть медленного, подчас незаметного, но поступательного социально-экономического и политического развития Турции по буржуазному пути на поворотном этапе его истории и одновременно активным источником и фактором противоборства старого и нового. «Весь мир заговорил о декларации, провозглашенной 3 ноября 1839 года известной повсюду под названием Гюльханейского хатт-и шерифа, — писал русский путешественник по Малой Азии в 40-х-50-х гг. XIX в. Петр Чихачев. - Этот манифест . казалось сулил Турции новую эру и время полного возрождения». Реформы Танзимата были вызваны объективными потребностями развития страны. Наиболее дальновидные деятели из правящей элиты Османской империи, особенно те, которые побывали в Западной Европе и ознакомились с политической системой, условиями экономической и культурной жизни, пришли к мысли, что без реформ по западному образцу Османское государство не будет в состоянии развиваться по пути прогресса. Осуществлявшиеся сверху немногочисленными государственными деятелями, реформы несли в себе новые, непривычные для османского общества представления о ценности человеческой личности, неприкосновенности жизни и имущества, равенстве перед законом мусульман и не мусульман - подданных империи, что наложило отпечаток на специфику развития просвещения и культуры страны. Буржуазные идеи, заимствованные у Запада, трансформировались в различных областях: в праве, государственном управлении, просвещении. Но активность идей султанского хатта, их необходимость для успешного развития государства и для создания условий функционирования буржуазных институтов понимали немногие представители правящих кругов Османской империи. Сами они, очевидно, так же не имели четкого представления о путях развития традиционного восточного общества при условии его успешного сосуществования с передовыми капиталистическими государствами Европы. Деятели Танзимата искали возможность безболезненной перестройки традиционных мусульманских институтов. Однако реформы не были безболезненными. Они задевали социальные, национальные, религиозные интересы различных слоев османского общества и вызывали широкое противодействие, в том числе и среди сановников, имевших непосредственное отношение к руководству осуществлением реформ. События тех лет положили начало процессу, который в современней российской и зарубежной историографии определяется как «европеизации» Турции, и суть которого, в конечном счете, состояла в затянувшиеся на долгие десятилетия интеграции Османского государства в мировую капиталистическую систему. Основной целью исследования является изучение проблемы реформаторского движения эпохи Танзимата как важнейшего условия преобразований и, анализ влияния танзиматских реформ на сферы общественной жизни османского общества.
Быт и нравы
В области быта и нравов, пожалуй, более всего отразилось то, как сильно хотел Петр Великий сделать Россию подобной европейским державам, и то, как часто изменения происходили только внешне. Стремясь искоренить «сонный нрав» московской старины, Петр I приказал брить лицо, что противоречило православной русск ...
Наступление на демократические права и свободы. Выборы 1948 г.
Наметилось некоторое оживление среди черных американцев. Негры вернулись из Европы и Азии с твердой уверенностью, что они тоже внесли свой вклад в общую победу. Однако их встретил настоящий взрыв расизма, обостренный тем, что негры заняли часть мест в промышленности и составили большинства во многих заводск ...
На вершине власти. Н.С.
Хрущев - Председатель Совета Министров СССР.
В марте 1958 года в Кремле открылась первая сессия Верховного Совета пятого созыва. Председатель Совета Министров (Н.Булганин), направил в адрес вновь избранного Верховного Совета письмо, где, в частности, говорилось: «В соответствии со статьей 70 Конституции СССР и в связи с тем, что вопрос об образовании ...
